«Я казачка, и танцы у меня в крови»

Валентина Денисенко – почетный работник дополнительного образования, педагог высшей категории, женщина года – 2014, бессменный руководитель образцового ансамбля народного танца «Топотуха», рожденного и процветающего в стенах пятигорского Дворца детского творчества. Нетрудно догадаться, что на ее счету большой список выпускников, многие из которых связали жизнь с хореографией.

По окончании юбилейного концерта, посвященного 45-летию со дня основания коллектива, Валентина Николаевна дала интервью нашей газете.

– Расскажите, с чего начался ваш творческий путь.

– Танцевать начала в десять лет. Я – казачка, и танцы и песни у меня в крови. В школе, где училась, был кружок классического танца, и я стала его посещать. Мне очень нравилось участвовать в концертах вместе с другими девочками. Костюмы шили мамы, а украшения мы делали из фольги. В 1969 году поступила в культпросветучилище в Ставрополе и через три года окончила его. Мне посчастливилось танцевать в знаменитом народном казачьем ансамбле песни и пляски «Терек» под руководством заслуженного артиста РСФСР Леонида Яресько. В репертуаре были песни и танцы терских, донских и кубанских казаков. Двадцать лет жизни я отдала этому коллективу. Здесь получила и первый опыт преподавания. Одновременно я работала в клубе Военного санатория хореографом. А в 1976 году пришла в Дом пионеров (тогда так называли Дворец детского творчества) и организовала кружок народного танца.

– У вас яркий, творческий коллектив, целая школа, сохраняющая традиции народной культуры. А откуда взялось такое звучное название?

– У нас в репертуаре немало танцев как народов Кавказа, так и казачьих, и русских. И наша задача – передать «дух» народа, его особенность. Что касается названия, то оно родилось не сразу. Дело в том, что первый танец, который поставила, назывался «Топотушки». Он был заразительно озорной, с элементами степа. Вот и решили назвать кружок – «Топотухой». Так до сих пор и зовемся. Мне кажется, имя точно отражает жанр, в котором мы работаем.

– Сегодня прямо на концерте вам вручили документ, в очередной раз подтверждающий звание коллектива – «Образцовый», и это заслуженно.

– «Топотуха» – это не просто ансамбль, это большая семья. Потому многое и в работе спорится. Здесь один за всех и все за одного. Мы стараемся идти в ногу со временем, но не забываем о народных традициях. Без самосовершенствования успеха достичь невозможно. Нужно все время двигаться вперед, постигать новые приемы и формы. Я часто ездила на курсы повышения квалификации. Мне даже выпала возможность целый месяц обучаться на курсах у самого Игоря Моисеева. Это бесценный опыт, который я могу передать своим подопечным.

– Занимаются ли ваши воспитанники классикой?

– На мой взгляд, народный танец – самый сложный, поскольку в нем большие нагрузки, как физические, так и эмоциональные. Мы занимаемся три раза в неделю, но один день всё же отдаем классике, потому что это основа танца. И еще очень важно, чтобы дети чувствовали друг друга, работали в ансамбле, а это отдельная наука.

– Коллектив принимает участие в различных конкурсах и фестивалях. Какие награды в вашей копилке?

– Моим подопечным нравится выступать на фестивалях и концертах. Они любят выезжать в другие города. У нас много кубков и дипломов, сейчас уже трудно подсчитать сколько. Есть награды всех уровней: международные, всероссийские, региональные, краевые, городские. Конкурсы и совместные выступления многому учат. Наблюдение за работой других коллективов – тоже своеобразные уроки. Многое из того, что видим, берем на вооружение. А кто-то, наверное, учится и у нас. Мы часто выезжали в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Ставрополь. Однажды даже были в Болгарии. А осенью 2023-го на Всероссийском конкурсе «Золотая Терпсихора», проходившем в Пятигорске, получили звание «Лучший коллектив года» и статуэтку «Золотая Терпсихора». Неоднократно нас награждали поездками на кремлевскую елку, на побережье Черного моря в Анапу, в лагерь «Артек». Сейчас готовимся к поездке в Индию.

– Были когда-нибудь сомнения: «А справлюсь ли?»

– Ну конечно же, как и у всякого творческого человека. Но упрямо идешь вперед, работаешь, не стоишь на месте, и, глядишь, все получилось. Главное – не терять веру в себя и свой коллектив.

– Ансамбль сохраняет высокий уровень исполнительского мастерства. «Топотуху» хорошо знают и любят зрители. Какие танцы из репертуара больше всего нравятся?

– Трогательный и нежный танец «Боярышник». Идея постановки, музыка и слова песни принадлежат Леониду Яресько, в знаменитом коллективе которого я начинала карьеру. Конечно, сам танец уже другой, но память о первом учителе сохраняется. Еще – «Девичий перепляс», «Танец терских казаков» и удивительная «Матросская пляска», созданная в память о моем супруге – Владимире Васильевиче, который на протяжении долгих лет поддерживал меня в любых начинаниях. Все не перечислить.

 – Зрители видят уже готовый продукт, на который ушло много сил, времени. Как удается каждый раз удивлять публику?

– Это достигается подбором разноплановых танцев, контрастных по художественным образам, характеру музыкального материала, стилю, а также творческим подходом, поиском оригинальных форм и методов и, конечно, ежедневным трудом, шлифовкой каждого движения и любовью к делу, которое стало твоей жизнью.

– Сейчас в педагогике много говорят о проблеме профессионального выгорания. Коснулось ли это вас?

– Что значит «выгорание»? Это только тогда может случиться, когда перестаешь любить свое дело и оно тебе в тягость. Считаю, не нравится работа – не мучайся, уходи. А когда «горишь» тем, что делаешь, пребываешь в творческом поиске, выгорать некогда!

 – Есть ли среди выпускников те, кто связал жизнь с хореографией?

– Да, многие из моих воспитанников сейчас имеют свои коллективы и успешны в работе. Некоторые живут и работают за границей и вкладывают в собственные постановки те знания и умения, которые получили у нас. И еще важно, что частичку «Топотухи» они уносят с собой. Я рада этому, ведь они – продолжатели моего дела.