Наверное, ни одна выставка картин Анатолия Ягушевского не обходится без его любимых стожков. Они у него не просто живописные, но и «правильные», потому что сам он сложил их немало.
– Стожок, – поясняет Анатолий Анатольевич, – не куча уложенного сена или соломы, а почти архитектурное сооружение, у которого есть несколько составных частей со своими названиями.
Это лишь один из источников вдохновения талантливого художника, который находит красоту там, где многие проходят мимо, не умея разглядеть ее.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Анатолию Ягушевскому эта радость доступна. Продолжая традиции своих предшественников – русских художников, он пытается выявить и донести до зрителя внутреннюю, сокровенную красоту в привычном, повседневном.
«…Писать надо прямо от себя – буквально что у тебя под ногами и далее – что окружает и волнует», – считает Ягушевский. Волнуют его виды родных мест – Пятигорья и окружающих сел, станиц и хуторов. С полным правом он может повторить за поэтом: «Здесь край мой, исток мой, дорога моя». На картинах живописца предстают непритязательные, на поверхностный взгляд, уголки природы, дома и дворы старого Пятигорска, сельские улицы, казачьи хаты, хозяйственные постройки. Но в знакомом и будничном есть что-то трогательное и волнующее.
К тому, что пишет, художник относится с большой любовью и добротой. Это ощущают и его коллеги, и обычные зрители.
Виталий Непогодин: «Мне нравятся работы Анатолия. Они разные по темам, сюжетам, но во всех присутствует теплый колорит. Это говорит о том, что их автор – человек с доброй душой».
Мария Ударенко: «На выставке в краеведческом музее, которую я посетила в ноябре прошлого года, хотелось взять стульчик, сесть в центре зала и впитывать тепло, которое идет от этих картин».
А. Ягушевский – прежде всего пейзажист. В этом жанре он выражает себя наиболее полно. Но в его творчестве есть место и портрету, и натюрморту, и картинам иной тематики.
Анатолий Анатольевич – коренной пятигорчанин, поэтому не может оставаться равнодушным к истории и судьбе родного города, который неумолимо теряет неповторимые черты своего облика. Художник выходит на пленэр на старинные улицы Теплосерную, Дзержинского, Гоголя и другие, чтобы успеть запечатлеть пока еще сохранившиеся уголки. Пейзажи, отражающие виды старого Пятигорска, составили значительную часть живописных работ, переданных им в городской краеведческий музей.
Член Творческого союза художников России, награжденный в 2013 году золотой медалью ТСХР «За вклад в отечественную культуру», Анатолий Ягушевский является участником многих коллективных выставок. Его персональные экспозиции проходили в музеях и галереях городов Кавказских Минеральных Вод, в Левокумском историко-краеведческом музее имени В. Р. Ясинова, Музее историко-культурного наследия
САО РАН и Нижнего Архыза.
10 февраля 2004 года, в День дипломатического работника, 23 его картины были выставлены в здании представительства МИД России.
На днях в пятигорской центральной городской библиотеке имени
М. Горького в арт-пространстве «Вернисаж» открылась выставка
А. Ягушевского «Притяжение».
– Притяжение – это сила любви и привязанности к родной земле, своей родине, – поясняет автор. – Она является для художника той основой, на которой строится его правда жизни.
В экспозиции представлены
40 работ. Часть из них посвящена Ставрополью, другие – творческое отражение впечатлений от двух поездок в Крым.
– Это удивительное место, благословенное, – рассказал Анатолий Анатольевич. – Путешествуя по нему, словно окунаешься в какую-то солнечную ванну, получаешь своеобразный солнечный удар, который помогает и в дальнейшем ощущать это солнце и передавать его на холсте. Крым стал для меня открытием.
В Гурзуфе Ягушевский писал старый город, бухту, чеховские скалы.
– Вот картина «Крым. Площадь в старом Гурзуфе, таверна. Фиговое дерево». Главная тема здесь – ослепительное солнце, которое выбеливает все. Этот город подкупает узкими улочками, каменными домами, оставшимися от вековых крепостей, которые когда-то там стояли. Чем-то он напоминает сохранившиеся уголки Кисловодска, – поделился живописец.
На открытие выставки пришли коллеги и друзья Ягушевского, а также его ученики. За почти четверть века Анатолий Анатольевич воспитал не одно поколение молодых художников, с благодарностью вспоминающих об учителе.
– Когда преподаватель излишне навязывает свою волю, это плохо, потому что он воспитывает себе подобных, – считает он. – Я стараюсь в процесс не вмешиваться, не подавлять индивидуальность учеников. Этому меня научила педагог изостудии в Лермонтове Нина Даниловна Гольцова, которая внимательно относилась к начинающим художникам, очень деликатно их направляла.
Гости вернисажа сказали много добрых слов автору, пожелали ему дальнейших творческих успехов. Выставка «Притяжение» будет работать до 19 мая.