О «Хуторке» с любовью

Менялось все: время, государственное устройство, правительство, этические принципы, в какой-то степени общественная мораль, а с нею, как производное, и современное искусство. Оставались незыблемыми островки народного творчества, не изменяли себе те немногие его служители, кого не захлестнуло мутной волной рыночной конъюнктуры. Народное искусство стало вдруг неформатом на всех телеканалах и эстрадных сценах. Требовались мужество и преданность делу, чтобы выстоять.

Она выстояла и не только сохранила свой ансамбль, но и расширила его репертуар. Сегодня заслуженный коллектив народного творчества народно-сценический казачий ансамбль «Хуторок» под руководством Ольги Беляковой по-прежнему в обойме лучших в Ставропольском крае. Он живет активной творческой жизнью, постоянно радуя зрителей неистребимым оптимизмом и верой в светлое будущее казачьего народного творчества.

Одной из последних работ «Хуторка» стала концертная программа «А песни тоже воевали», составленная по знаменитым и малоизвестным произведениям времен Великой
Отечественной войны.

Программа насыщена музыкой, поэтическим словом и авторским текстом. Происходящее на сцене осмысливается в неспешном и проникновенном монологе руководителя ансамбля, выведенном на экран. Каждый номер естественно вписывается в сценическое действие, его присутствие логически объясняется. К примеру, Ольга Белякова ведет репортаж с улицы родного города, которая носит имя Зои Космодемьянской, рассказывает, как создавалась песня о героине партизанского движения, и выводит на сцену «Хуторок» с
песней о Зое.

Органично вплетаются в действие известные шедевры: «Темная ночь» в исполнении дуэта Антон Писковатский – Алина Раскита, «Колыбельная» в исполнении Евгении Николенко, «Лизавета» в исполнении Карины Алиевой и Роберта Швеца.

О достоинствах ансамблевого вокала хотелось бы поговорить отдельно, так как народное, и особенно казачье, пение требует хорошей профессиональной подготовки и тонкого музыкального вкуса.
К счастью, Ольга Белякова именно такой специалист – с тонким чутьем и прекрасной выучкой. Ее ансамбль не форсирует звук, но ищет красоту в гармонии и смысловых акцентах.
Дополняют пение и различные пластические придумки, превращая номер в подвижную композицию, организующую темпоритм программы.

Стоит отметить и литературную составляющую концерта. Безусловное знание казачьего быта Ольга Ильинична черпает не только из фундаментальных источников. Она также демонстрирует прекрасное знакомство с романом Андрея Губина «Молоко волчицы», стихами одного из лучших казачьих авторов Николая Туроверова и совершенно свежими, малоизвестными печатными материалами. Вероятно, поэтому зал постоянно взрывается аплодисментами и криками: «Любо!»

При чтении моей рецензии может создаться ложное представление о том, что вся эта благостная картина не требует дополнения. Ан нет! Требует!

Хорошо бы усилить хореографию в ансамбле. А значит, нужны средства на содержание балетмейстера. Было бы неплохо иметь баяниста-аккомпаниатора с «живой» музыкой вместо фонограммы. Тоже требуются деньги. Хорошо бы приобрести собственный транспорт для многочисленных выездов. Не говоря уже о костюмах, декорациях, специальной обуви и многом другом. Коллектив творчески растет и совершенствуется, а для этого необходимо достаточное финансирование. В последнее время развитию самодеятельного творчества помогает грантовая система на всех уровнях административной власти – от федеральной (к примеру, президентские гранты) до губернаторской (в прошлом году именно такой грант выиграл «Хуторок»). Но все же заботу должна проявлять в первую очередь муниципальная власть в лице городского управления культуры.
Думаю, что случай с казачьим ансамблем «Хуторок» – тот самый, когда местная администрация вправе выдвинуть на соискание гранта свои лучшие
коллективы.