В Государственном музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова важное событие: здесь открылась выставка «Лермонтов. Места силы. Музейный сериал» – уникальная по содержанию, концепции и экспозиционному решению.
Это часть большого проекта, приуроченного к 210-летию поэта и представляющего собой результат сотрудничества четырех ведущих лермонтовских музеев страны: Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом), Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» и Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова (Пятигорск).
Идея его создания родилась в ГМИРЛИ имени В. И. Даля. Наталия Папанова, заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности, рассказала:
– Мы решили консолидировать ведущие лермонтовские музеи, объединить их общим выставочным проектом. Неслучайно он называется «Лермонтов. Места силы. Музейный сериал». «Места силы» – это важные локации, связанные с биографией и творчеством Михаила Юрьевича, которые давали ему вдохновение как для жизни, так и для литературы. Выставка, над которой работал огромный коллектив сотрудников нескольких музеев, концентрирует важные культурные ценности, связанные с поэтом, причем она будет представлена не в одном месте, а побывает в Пятигорске, Тарханах и Москве. Логистика сложная. Под каждую площадку готовился свой перечень музейных предметов (этой главной, самой значимой части музейной составляющей), которые наиболее точно подчеркивают место, где выставка будет экспонироваться. Перевозкой занимается специализированная транспортная компания. Предусмотрены все меры безопасности.
Старт «первой серии» был дан 21 июня в Пятигорске. «Вторую серию» представят в сентябре – октябре в Тарханах, третью – с ноября 2024 по март 2025 года в Москве. Каждая выставка будет отличаться от предыдущей: место действия становится призмой, преломляющей биографию и творчество поэта в своем, уникальном ракурсе.
Автор идеи и один из кураторов проекта Сергей Шаулов, заведующий отделом «Дом-музей М. Ю. Лермонтова» ГМИРЛИ имени В. И. Даля, говорит:
– У каждого из наших музеев есть характерный образ великого поэта. Пятигорск – это Лермонтов в финале, высшая точка и такая кода его реальной жизни. Москва – город, где прошла наиболее активная ее часть.
У Петербурга свой Лермонтов. Совмещение музеев дает в том числе совмещение смыслов. В Москве мы соберем все выставки, сделаем три макета, которые будут повторять эти истории, и покажем уже полный «сериал».
Открытие проекта неслучайно произошло в Пятигорске: это в духе современных сериалов и в соответствии с традицией самого Лермонтова, который в «Герое нашего времени» тоже начал «с конца». Подобным образом можно попытаться разгадать и жизнь поэта: двигаясь от ее финала к началу, понять внутреннюю логику его судьбы и творчества.
Кавказской теме посвящена большая стена выставочного зала. Картина Лермонтова «Кавказский вид с верблюдами. (Развалины скалы Тамарасцихе близ селения Карагач)» как бы делит ее на две части: одна – это реальный Кавказ, который вдохновлял поэта, являлся для него источником ярких впечатлений и воплощением свободы. Мы видим рисунок Лермонтова «Черкес с лошадью», произведения Г. Гагарина, В. Кнолля и других художников на эту тему. Здесь же портрет генерала А. П. Ермолова, имя которого сопровождало поэта на Кавказе, хотя встречались ли они лично,
неизвестно.
Второй аспект – Кавказ мистический. Отсюда соответствующий изобразительный ряд: иллюстрации к «Демону» М. Врубеля, Е. Лансере,
В. Некрасова, портрет Лермонтова работы Ф. Мулляра (1962 год), представляющий собой редкую трактовку образа поэта: почти без исторической, бытовой конкретики, но как вневременной и нездешний, в котором отозвались мифы и интерпретации, рожденные последующими поколениями. Это Лермонтов 20-го столетия.
– Реальный Кавказ соприкасается с Петербургом и Москвой, где происходило самое кипение жизни Михаила Юрьевича, – поясняет далее С. Шаулов. – А Кавказ мистический соприкасается с Тарханами. Это не только место детства поэта (мы видим портрет его отца, герб рода, семейный альбом для рисунков, стихов и пожеланий с рисунками и стихами Лермонтова
и т. д.). Это и тема утраченного рая, куда он вернулся, но уже только после физической смерти. Так все сходится в итоге к ключевому для поэта финальному образу вечности, которым заканчивается стихотворение «Выхожу один я на дорогу…».
Проект «Лермонтов. Места силы. Музейный сериал» – пример нового, современного подхода к разработке концепции и созданию экспозиции. Примечательная его характеристика – соединение биографии и текста. Входить в биографию поэта кураторы предлагают через его текст – это
своеобразный ключ. У каждой «серии» он особый: «Выхожу один я на дорогу…» (Пятигорск), «Когда волнуется желтеющая нива…» (Тарханы), «Как часто, пестрою толпою окружен…» (Москва – Санкт-Петербург). «Ключ» к пятигорской выставке, представленный в виде схемы, можно назвать плодом серьезной, скрупулезной литературоведческой исследовательской работы создателей проекта.
От центра этой небольшой, но концентрированной выставки лучами расходятся три витрины, в которых представлены уникальные мемориальные предметы. Эти вещи обозначают главные события жизни Лермонтова. В их числе альбом для стихов, часть записей в котором сделана матерью поэта Марией Михайловной (кстати, он, как и некоторые другие экспонаты, предоставленные музеем-заповедником «Тарханы», покинул фонды впервые за всю историю хранения), машинка французской работы для обрезывания перьев, костяной разрезной нож, принадлежавший Лермонтову (книги и журналы в то время выпускались с неразрезанными страницами), портрет Е. Сушковой; камея, принадлежавшая Эмилии Клингенберг, дочери
М. И. Верзилиной (в доме Верзилиных произошла ссора с Мартыновым). Кремневый дуэльный пистолет (XIX век) в отличие от других экспонатов является историческим, но не мемориальным. А вот кинжал, действительно, принадлежал поэту, был куплен им в Тифлисе в 1837 году в первой ссылке. Уезжая на Кавказ во второй раз, Лермонтов подарил его А. А. Краевскому, редактору-издателю «Отечественных записок». Тот его и сохранил.
Любопытные подробности, связанные с этой вещью, рассказала на открытии выставки Юлия Веретнова, заведующая литературным музеем Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома):
– В ходе подготовки данной выставки произошла его переатрибуция. Во всех источниках, в частности в «Лермонтовской энциклопедии», он представлен как кинжал дагестанской работы. Но благодаря помощи пятигорского музея была произведена экспертиза. Установлено, что он грузинской, конкретно тифлисской, работы конца 30-х годов.
Как отметил Сергей Шаулов, произведения Лермонтова – проза и поэзия – текстуально построены на сложной системе перекличек и рифм. Та же особенность характерна и для выставки. Вот два примера: на большом листе видим первое четверостишие из «Выхожу один я на дорогу…», в котором выделено слово «выхожу», то есть путь только начинается. Рядом – «Портрет Лермонтова» художника А. Челышева (1832 год). Таким поэт был на выходе из юнкерской школы, в самом начале светской жизни, в которую ему не терпелось окунуться с головой. А портрет поэта работы Т. Мавриной неслучайно размещен выше других соседних экспонатов, в том числе текста стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…».
Откровенно говоря, увидеть, понять настоящий смысл этой выставки, ее «переклички и рифмы» обычному посетителю сложно. Свой взгляд на нее есть и у специалистов музейного дела.
– Мы открыли ее в день начала работы XL Семинара директоров литературных музеев России, – рассказала директор пятигорского музея-заповедника Ирина Сафарова. – И по традиции семинара на следующий день состоялось обсуждение, к которому подключились все коллеги, профессионалы высочайшего класса. Это был довольно жаркий обмен мнениями. Он касался двух подходов к созданию экспозиции. Спорили в основном о том, что на выставке писателя и поэта важнее: текст или предмет («мемория» на музейном языке). Есть традиционный взгляд, к которому привыкли многие наши коллеги, да и мы, в принципе, работали так же. Экспозиция – это витрины, в которых расставлены предметы, это развешанные по стенам картины. Все определенным образом связано какими-то темами, переходами. Но в этой выставке появилось еще и нечто новое. Для ГМИРЛИ имени В. И. Даля, ее главного организатора, такой подход в течение последних лет стал достаточно характерным. В их практике есть особенность внимательного, скрупулезного
изучения текста, погружения в него. Это свежий взгляд на то, как создается выставочный проект, и здесь он как раз-таки и представлен. В споре были сторонники и противники обоих направлений, и тем не менее нам удалось прийти к заключению о том, что новый подход интересен, он имеет право на существование.
Более того, и в музейном деле, хоть мы и довольно консервативны, должно быть движение. Это путь, над которым надо работать и по которому идти. Выставку в Доме А. Алябьева – отделе Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова можно будет посетить до 15 августа.