Быть женщиной – значит созидать

«Голодный, наверноеВижу, что голодный. Сначала поешь, после все обсудим!» – этой фразой она встречает всехартистов, водителей, костюмеров, краеведовНе просто привычка с детствадавно уже образ жизни: накормить, выслушать, если надо, утешить, а лучшевыработать четкий план действий.

Детство в шумном бакинском дворе, где не было чужих детей: если что-то приготовили – то кормят всех. Если нашкодили  – всем попадает, и тут уж каждый должен товарища выручать.  Это сплетение русских и кавказских, православных и мусульманских традиций, это веселое многоголосие всегда порождало особые характеры – яркие, сочные, мощные, которые своей энергетикой заворожат, очаруют, закружат в хороводе идей…

От отца – человека военного – дисциплинированность и усидчивость. Без этого многочасовые бдения в музеях над книгами и документами  и долгие межконтинентальные перелеты в поисках новых увлекательных и точных фактов не выдержать…  От матери – мягкость, стремление всех утешить, собрать вокруг себя. К такой можно в подол уткнуться и порыдать всласть, как в детстве. Можно – запросто вместе подвиг совершить. Можно  – просто хохотать: долго, звонко и заразительно.

Воительница и муза

Когда говорит оружие, музы молчат.  Так принято считать. Но порой голос  муз звучит гораздо громче, чем пушечная канонада. Впрочем, в нашем случае уместнее рассказать не о музе, а о лире…

В 1990-х годах огромная страна переживала сложнейшее в своей истории время, когда думали о чем угодно, но только не о новых театрах и музеях, когда разрушительные события кардинально меняли не только экономику и политику, но и культуру. И вдруг молодая музейная сотрудница услышала голос старца с лирой, который взывал о помощи. Никакой мистики: просто однажды, проходя мимо старинной усадьбы с затейливыми окнами и крышей, увенчанной флюгером, Валентина Имтосими вдруг подняла глаза и встретилась взглядом с одной из фигур наверху. Вид особняка был столь плачевен, что она буквально услышала, как старец с лирой умоляет о спасении.  Немало в России исторических усадеб, которые спасти так и не удалось. Революции и войны не оставили им ни малейшего шанса. Но дому учителя Агафонова в Кисловодске  – повезло.

– В XIX – начале XX века здесь был домашний театр, – рассказывает Валентина Петровна. – Собирались представители городской интеллигенции, гости со всей страны.  Музицировали, читали стихи, ставили спектакли. Мы с единомышленниками подумали: а почему бы не воссоздать эти традиции? Ведь именно сейчас, когда все непросто, когда идет ломка многих понятий и люди испытывают минуты надрыва и отчаянья, так нужны нравственные маяки, высокие духовные примеры!

Таким маяком, домом, где согреваются сердца, и стал театр-музей с говорящим названием «Благодать». Вот уже треть века здесь возвращают из небытия имена талантливых соотечественников, которых революционные вихри занесли далеко от горячо любимой России и которые сохранили ей верность на всю жизнь.

«Благодать» давалась трудно. Но у созидательницы была горячая вера в необходимость противостояния  чужеродной массовой культуре, убогой и бездуховной. Была поддержка сподвижников. Энтузиазм и надежда, что все можно изменить. Нужно было не просто спасти  стены усадьбы, но сберечь ее дух, создать не просто  театральную  труппу, но коллектив единомышленников, где каждый, будучи яркой индивидуальностью, не переигрывает других, а служит общему делу.

И это – удалось. Здесь на протяжении трети века ведется свое-
образная музейно-театральная
летопись  истории российской эмиграции. Беды,  терзания, победы и катастрофы,  умение выстоять и сохранить Россию в сердце, воссоздать ее необыкновенный мир на любом конце земли. Так поступила русская муза французского Сопротивления, правнучка казачьего атамана Платова Анна Марли. Спектакли и выставки о ней, о судьбе полярного исследователя адмирала Колчака, примы-балерины Императорского театра Матильды Кшесинской, гениального авиаконструктора Игоря Сикорского становятся откровением, событием в жизни всего региона.

– Мы первыми в стране реабилитировали на сцене патриота России, героя Первой мировой войны адмирала Колчака. Сенсацией для широкой публики стала история его любви с Анной Тимиревой, дочерью  выдающегося музыканта, дирижера, педагога Ильи Сафонова. Его имя сегодня носит один из залов федеральной филармонии на Кавминводах, он создал и Московскую филармонию, – вспоминает Валентина Петровна.
– С самого начала стремились рассказывать и о тех  выдающихся
соотечественниках, чьи судьбы связаны именно с Кавказом, с Кисловодском.

От Кавказа до Стамбула и Парижа

Об огромном вкладе российской культуры в развитие мировой цивилизации здесь говорят с театральной кафедры языком современных выразительных средств, создав уникальный эстетический синтез кино, литературы, музыки, полиграфического искусства. Особенность культуры нашей страны всегда была в том, что ей удавалось гармонично объединять традиции десятков разных народов, сохраняя их самобытность, идеалы и смыслы. Как уроженка Кавказа, Валентина Имтосими с энтузиазмом занялась изучением  биографий людей, связанных с этими местами. Вместе с руководителем научного отдела музея профессором Александром Портнягиным они провели долгие часы в архивах разных стран, а главное, сумели добиться личных  встреч с эмигрантами первой волны и их потомками, теми, кто стал апологетами идеи Русского мира.

Помимо Анны Марли, это родственники Матильды Кшесинской Севенарды, сын Игоря Сикорского, крестник композитора Сергея Рахманинова Николай, который не раз приезжал к Валентине Петровне в Кисловодск, чтобы посетить выставку в честь его знаменитого отца. А еще – представители рода Хагондоковых, которые хранят память о знаменитой
Эльмесхан Хагондоковой, создательнице летучих госпиталей, командоре ордена Почетного легиона.

Кисловодские музейщики стали единственными, с кем согласились встретиться последний прямой потомок семьи Чеховых, внучка актрисы и разведчицы Ольги Чеховой Вера, внук Владимира Маяковского от эмигрантки Элли Джонс, а также автор мирового бестселлера о любви Курта Сеита и уроженки Кисловодска Александры Верженской, дочь  героя истории Нермин Безмен.   

– От них мы узнали ранее неизвестные биографические факты, получили в дар для музейных исследований бесценные документы, фото и реликвии из семейных архивов. Слова «Россия» и «Кавказ» открывают перед нами все двери, – продолжает повествование  Валентина Имтосими. – Сегодня, когда определенные  силы стремятся исказить нашу историю, когда возникло столь опасное явление, как культура отмены, мы ощущаем себя бойцами. Боремся с неправдой, с замалчиванием очевидных фактов – боремся, как можем, на языке муз, который понятен и близок всем! 

Две внучки Валентины Петровны – настоящие тургеневские девушки. Одна воспитывает будущего храброго воина Георгия, успевая одновременно помогать в исторических исследованиях, другая также несколько лет занималась музейным делом, а сейчас продолжает трудиться в сфере гостеприимства.

 – Современная обстановка обязывает искать новые  формы общения с молодежью, – считает Имтосими. –  С сентября прошлого года мы проводим уроки мужества для учеников и  студентов. В городе проживают представители десятков национальностей. Их просто необходимо объединить общей идеей. С восторгом ребята слушали рассказ о своем земляке, герое Первой мировой войны, русском генерале с кавказским сердцем Константине Хагондокове. В те годы из числа добровольцев-кавказцев сформировали Туземную дивизию. Солдаты и офицеры ее отличались особой храбростью и  почитали за честь служить России, хотя за шестьдесят лет до того их предки стояли друг против друга в Кавказской войне. И сегодня, доказывая преемственность поколений, любовь и преданность Родине, военнослужащие полка, сформированного на Северном Кавказе, повторяют подвиг предков, вписывая новые страницы в историю государства
Российского.

Еще один удивительный исторический эпизод удалось воссоздать с помощью молодежных активистов прямо на Курортном бульваре Кисловодска. Речь – о масштабной акции в честь 90-летия пребывания на  КМВ Владимира Маяковского. С балкона номера гостиницы, где он когда-то жил, студенты, артисты, гости города читали стихи  великого поэта XX века, который еще в прошлом столетии  развенчал идеальный образ США, навязываемый нашему подрастающему поколению. 

Треть столетия в борьбе

Валентина – значит «здоровая». Ее миссия – объединять вокруг себя все здоровые силы общества. Чтобы созидать. Чтобы творить. Чтобы воплощать. И, заряженные этой  энергией и уверенностью, люди начинают верить в себя, в то, что удастся сделать невыполнимое. 

В орбиту ее неустанной деятельности вовлечены  самые разные люди.  И они становятся ее единомышленниками. «Островок спасения духовности, дом, где согреваются сердца» – так называют «Благодать» гости театра, многие из которых на долгие годы становятся друзьями, а порой и соавторами. Им радостно и почетно ощущать сопричастность к идее Русского мира. …На сакраментальный вопрос о творческих планах Валентина Петровна отвечает то же, что почти каждый год: «Готовим новую книгу, выставку  и спектакль». Мы не знаем, что принесет 2024-й, но очередная премьера будет, а значит никакая культура отмены нам не страшна!