Мюзикл на все времена

Обновленным спектаклем «Моя прекрасная леди» закрыл 85­й сезон Ставропольский государственный театр оперетты. Публика с восторгом встретила очередную работу творческого коллектива.

«Моя прекрасная леди» – легендарный мюзикл Фредерика Лоу, одно из самых ярких и успешных шоу в истории мирового театра, которое покоряет зрителей искрометным юмором, легкими мелодиями и неповторимой атмосферой.

Это романтическая история, в которой через комичные сцены раскрываются довольно серьезные темы: социальное неравенство, отношения между мужчиной и женщиной, языковая культура. Превращение бедной цветочницы в интеллигентную и утонченную леди показывает, что возможность стать интересной и образованной личностью есть у каждого. Главное – труд и упорство.

В либретто «Моей прекрасной леди» использована фабула «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Автор пьесы задается философскими вопросами: действительно ли все в мире решают деньги и что произойдет, если поддержать человека, у которого их нет? Свои размышления драматург облекает в форму сюжета, который иронично перекликается с античным мифом, изложенным в «Метаморфозах» Овидия: скульптор Пигмалион создает настолько совершенную статую женщины (позже ее назвали Галатеей), что всей душой влюбляется в собственное творение.

Премьера мюзикла состоялась на Бродвее 15 марта 1956 года и стала настоящим триумфом. Представление встретили единодушными восторженными отзывами.

Пятигорский театр уже обращался к этой оперетте в 1980­х и ставил ее, естественно, в духе реалий прошлого, ХХ века. И вот художественное руководство вновь привлекли мелодии, полные виртуозного блеска, и веселый непритязательный сюжет.

Режиссеру­постановщику Владимиру Шестакову удалось зажечь идеей весь коллектив, и родился яркий, запоминающийся спектакль с неожиданными поворотами и интересными характерами.

– Я работал по лекалам существующей оперетты, только «почистил» ткань действия: что­то убрал, что­то добавил. Это была увлекательная работа с замечательным коллективом театра, – признался В. Шестаков на встрече с журналистами.

Обновленный спектакль на пятигорской сцене – это интеллектуальная драма, в которой главное не сюжетные ходы, а напряженные споры и остроумные словесные поединки персонажей.

В мюзикле разворачивается панорама жизни различных социальных слоев: с одной стороны, наглядно показаны будни квартала бедноты,  в окружении которой выросла главная героиня Элиза Дулиттл, а с другой – светское общество, аристократы на скачках или на великосветском балу.

Генри Хиггинс, профессор фонетики и известный лингвист,
обучает быстро разбогатевших людей из низов аристократическому произношению. С этой ролью блестяще справился почетный деятель искусств СК Роман Байлов. Он показал сложный характер героя, который часто проявляет высокомерие и пренебрежение к окружающим. Хиггинс  умен, образован, благороден, но порой упрям. Никогда не стесняется высказывать собственное мнение и готов отстаивать его. Добродушная ворчливость, свойственная Хиггинсу, когда он в хорошем настроении, сменяется бурными вспышками гнева, как только что­нибудь идет не так, как он хотел. Но его искренность и доброта вызывают симпатию, даже когда профессор явно неправ.

Роль Элизы Дулиттл, уличной цветочницы, выросшей в бедном районе и говорящей с сильным простонародным акцентом, – настоящая творческая удача молодой актрисы лауреата международных конкурсов Дарьи Соломахиной. Уроженка Воронежа, учившаяся актерскому мастерству в Волгограде, Дарья недавно в труппе театра, но уже успела покорить зрителей темпераментом и сценическим обаянием. Она музыкальна, изящна, пластична, ведет роль с большой эмоциональностью и тонким юмором.

В течение спектакля Элиза преображается. Хиггинс учит ее правильно говорить, а у безупречного джентльмена Пикеринга (его роль исполнил любимец публики почетный деятель искусств СК Дмитрий Патров) она заимствует светские манеры. В ходе обучения девушка обретает чувство собственного достоинства, что становится неожиданностью для профессора.

Общение Элизы и Хиггинса начинается как простое деловое сотрудничество. Профессор сомневается, что «капустная кочерыжка» может стать королевой бала. Но их отношения постепенно перерастают в более сложную связь, которая включает элементы дружбы, соперничества и любви. Девушка из народа сумела растопить сердце аристократа и убежденного холостяка.

Неподражаем в роли отца Элизы, мусорщика Альфреда Дулиттла, артист Олег Колесников. Его высокий рост, выразительный голос и умение донести философию персонажа делают этот образ украшением мюзикла. Дулиттл не страшится бросать вызов общественной морали, но, несмотря на эгоизм и некую корыстность, обладает чувством меры и имеет свое представление о счастье.

Психологически тонко рисует портрет миссис Хиггинс заслуженная артистка РФ Ирина Комленко.

Как всегда, на высоте балет (балетмейстер­постановщик – Татьяна Шабанова). Артисты работают увлеченно, с подъемом. Мюзикл насыщен танцевальными ритмами: здесь и полька, и вальс, и фокстрот…

«Я танцевать хочу, я танцевать могу до самого утра! / Как будто два крыла природа мне дала, / Пришла моя пора!» – Элиза поет эти слова под влиянием большого чувства, охватившего все ее существо. Она не упустила шанс, подаренный судьбой, и доказала, что каждый человек может и должен быть счастлив.

Словом, творческая команда театра сумела создать легкий,
изящный, ироничный спектакль, в котором прекрасно взаимодействуют яркий ансамбль вокалистов, танцоров и музыкантов. Это не просто веселое и динамичное представление – это история о вере в себя, преодолении преград и стремлении к совершенству.

Несмотря на то что со дня премьеры прошло уже много лет, «Моя прекрасная леди» продолжает радовать зрителей. Старая добрая оперетта актуальна и сегодня. В суете и заботах компьютерного века она волнует сердца наших современников ничуть не меньше, чем публику почти столетие назад. Ведь проблема непростого выбора между чувствами и богатством вечна. Мюзикл заряжает позитивом, и жизнь кажется намного более привлекательной. Как спасательный круг, помогающий выбраться из затягивающей повседневности, и лучик света, благодаря которому хочется жить и верить в чудеса.