Писатели и кумиры нашего времени

11 сентября в Центральной городской библиотеке им. М. Горького в рамках фестиваля «Осенний культурный марафон – 2024», проводимого Российским фондом культуры при содействии администрации города Пятигорска, состоялась творческая встреча с известным публицистом, прозаиком, поэтом, киносценаристом Юрием Михайловичем Поляковым. Член Союза писателей и Союза журналистов, с 2001 по 2017 год он возглавлял одно из старейших российских изданий – «Литературную газету».

Юрий Михайлович успешный писатель. Повести и романы «Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба», «Парижская любовь Кости Гуманкова», «Козленок в молоке», «Демгородок», «Апофегей», «Замыслил я побег» и многие другие печатались большими тиражами. Спектакли по его пьесам раз за разом собирают полные залы не только в московских театрах. По произведениям сняты фильмы, включая знаменитую ленту «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина, где он выступил соавтором сценария. Его нередко приглашают на передачи центральных телевизионных каналов, где обсуждаются социальные и политические вопросы. Имея четкую позицию, он смело говорит о том, что другие стараются замалчивать.

Поляков удостоен многих престижных литературных и общественных премий. На днях его копилка пополнилась еще одной наградой. За многолетнюю творческую деятельность и большой вклад в развитие культуры ему присвоено звание «Почетный деятель искусств города Москвы».

Литературный вечер в Пятигорске прошел в уютной камерной атмосфере на одном дыхании. Благодаря ведущей, председателю кавминводского отделения Союза журналистов России, Елене Куджевой, задававшей гостю интересные вопросы, он получился живым и содержательным.

Говорили не только о творчестве Юрия Михайловича, его встречах со знаменитостями, но и о современном мировоззрении писателя.

– В советское время людьми, которые существенно влияли на нравственное состояние общества, были писатели, философы, ученые. В наши дни народными кумирами становятся малообразованные блогеры, светские львицы, представители шоу-бизнеса. Почему так случилось? Что-то не так с писателями или с нашим
обществом?

– Как известно, в 90-е годы к власти пришла «контрэлита». С одной стороны, и я в этом убежден, влияние писателей на общество в этот период сознательно было минимизировано. Сама же власть пользовалась возможностями людей слова (писателей, публицистов, поэтов, философов, ученых, журналистов) для расшатывания предыдущих устоев. Они сказали себе: хорошо, мы воспользовались их возможностями, но по отношению к нашей власти мы этого не допустим.
И стали потихоньку убирать их из эфиров. Раньше они были главными на телевидении. Вспомните, в сетке вещания тогда стояли литературные вечера «В концертной студии Останкино», куда приглашались герои того времени – известные писатели, актеры кино и театра, режиссеры, композиторы и ученые. Вспомните «совесть русской интеллигенции», академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, который был председателем правления Советского фонда культуры и часто выступал на центральном ТВ, открывая для нас мир русской культуры и полузабытых ценностей жизни.

Ведь влияние на общество происходит посредством чего-то. Нельзя сидеть дома и влиять, если тебя не приглашают на радио и ТВ, если в газетах выступает совершенно другая публика. Это первая причина. Вторая связана с тем, что выразил известный православный философ Александр Панарин: гедонистическому миру (миру прагматиков и реалистов) не нужны мыслящие люди, им нужны люди потребляющие. А советская, как и русская, классическая литература учила
мыслить. Сейчас много наговорено о советской литературе, но в своих лучших образцах она действительно обучала нетривиальному подходу.

Хорошо помню мою любимую учительницу литературы, которую описываю в трилогии «Совдетство». Когда ученик, отвечая на ее вопрос «Онегин – положительный или отрицательный герой?», вставал и начинал шпарить по учебнику, она говорила: «Дорогой, то, что написано в учебнике, я знаю. Ты мне скажи, как ты считаешь? Как ты думаешь?» Человек начинал размышлять, даже если ему этого не хотелось. И в этом смысле советская власть себе могильщиков и подготовила. Ее могильщиком стал не пролетариат, а думающая часть общества, которая была очень значительна. На нее перестала действовать устаревшая идеология, которую следовало обновлять еще сразу после войны. И конечно, виноваты сами писатели, потому что быстро пошли на поводу у рынка. Началась эта бесконечная макулатурная серия. Резко упал уровень литературы – и смысловой, и вербальный. Все это привело к тому, что сейчас литературное дело достаточно маргинализировано.

– В период СССР существовал один Союз писателей. Сейчас же подобных организаций около десятка, но, к сожалению, нет общих целей, задач и единения в его рядах… Что происходит в творческой среде и есть ли свет в конце тоннеля?

– Дело в том, что до образования единого Союза писателей (в 34-м году) в стране было множество различного рода литературных объединений: «Молодая гвардия», «Перевал», «Кузница», Союз российских писателей, имажинисты, ЛЕФ (Левый фронт искусств). Они между собой страшно враждовали. Ладно, если бы это была идейно-эстетическая борьба, когда люди борются за свои политические и социальные представления, но эта возня переходила на личности, и этим всем занимались отдельные ведомства: вначале ВЧК, потом ГПУ при НКВД и т. д. В результате доносов оказались в тюрьмах и лишились жизни много достойных писателей. Существовал даже миф, что все объединились в один союз, для того чтобы легче было за ними наблюдать. Но есть опубликованные записи, из которых ясно, что к концу 20-х годов крупнейшие литераторы сами обратились к властям с идеей объединения. Если вы посмотрите, кто был в президиуме первого съезда, это настоящие мастера слова. Тогда же начала выстраиваться реальная иерархия. Потом, в 90-е годы, все повторилось.

В рамках процесса отчуждения, о котором я сказал ранее, сегодня Союз писателей (его юридическое положение) приравнивается, к примеру, к обществу любителей морских свинок. Звучит бредово, но с точки зрения закона это так. Он ничем не отличается, и никаких особых прав у него нет. В определенной степени, я считаю, это заслуженно. Но когда началось то, что называется специальной военной операцией, наверху спохватились, что с властителями дум у нас слабовато, а общество необходимо настраивать на патриотический лад (его же тридцать с лишним лет настраивали на антипатриотический, а теперь жареный петух клюнул – и понадобились патриоты). А кто патриотизм воспитывал? Люди слова: писатели, историки, публицисты, философы. Что-то стало меняться, но пока серьезных сдвигов нет.

– За существенный профессиональный вклад в историю российской прессы вам присвоено звание «Легенда журналистики». Вы много лет возглавляли «Московский литератор» и «Литературную газету», сотрудничали с популярными журналами страны. Сейчас идет большая трансформация: бумажные газеты исчезают, тиражи падают, журналистика переходит в виртуальный мир интернета и нередко подменяется блогерством, часто далеко не качественным, не профессиональным. Как вы считаете, куда эти процессы заведут журналистику? Есть ли у нее будущее?

– Думаю, как в искусстве потихоньку стали возвращаться ко всему нормальному – образности, нравственности, так и здесь блогерством и таблоидами наиграются, и интеллектуальная, аналитическая, написанная хорошим языком журналистика будет востребована. Прозвучали вопросы о молодежи, деятелях культуры с откровенно либеральными и прозападными взглядами, о фронтовиках и ветеранах СВО, современном театре и о том, как принимали российское кино на Венецианском кинофестивале. Юрий Михайлович с присущей ему иронией откровенно делился с публикой своим видением политической ситуации и мыслями о будущем страны, а также рассказал о творческих планах. Писатель сообщил, что в этом году к юбилею (12 ноября Полякову исполнится 70 лет) завершит четвертый том «Совдетства». Пожелаем ему крепкого здоровья и творческого долголетия.