Мастера книги в гостях у пятигорчан

Этого события жители курорта ждали с нетерпением. Пятый год Российский фонд культуры и администрация города проводят осенний культурный марафон. Это неделя творческих встреч, выставок, спектаклей и концертов. В нынешнем сентябре их посетили более десяти тысяч человек.

Каждый раз программа составляется так, чтобы интересно было всем: любителям театрального и изобразительного искусства, литературы, кинематографа, разных направлений музыки.

А еще тем, кто любит не только читать, но и рассматривать иллюстрации, кто понимает, что это не просто картинки. Художник-иллюстратор является как бы соавтором книги, он помогает понять ее содержание, лучше представить героев, их внешность, обстановку, в которой они живут. Это особенно важно в изданиях для детей. Иногда ребенку достаточно одной яркой картинки, чтобы заинтересоваться книгой и увлечься чтением.

Участником первого осеннего культурного марафона в 2020 году был Юрий Богачев. В течение 40 лет творческой карьеры он работает над изданиями детской, учебной и просветительской литературы, книгами, посвященными истории нашей столицы и Подмосковья, иллюстрирует мировую художественную и приключенческую классику. Его книга «На семи холмах» признана лучшим изданием к 850-летию Москвы. За серию иллюстраций «История и приключения» Юрий Николаевич получил диплом Российской академии художеств.

Открывая встречу с ним в Академической галерее, искусствовед Любовь Ягушевская сказала:

– Это художник, который занимается иллюстрацией много и успешно, в лучших русских и советских традициях. Он любит историю, любит деталь, в его работах есть и ветер, и воздух, и пятно акварельное. Тонким перышком или карандашиком он деликатно обводит контур (древняя китайская традиция). Этим и многими другими графическими средствами Юрий Богачев умело пользуется.

Любовь Александровна советовала начинающим художникам внимательно рассматривать его работы, потому что в них есть чему поучиться.

В программе следующего культурного марафона приняла участие Ирина Маковеева – заслуженный художник России, один из наиболее ярких отечественных графиков-анималистов, лауреат множества премий и наград, среди которых диплом (2012) и серебряная медаль (2018) Российской академии художеств. Большинство ее произведений находятся в собраниях российских и иностранных государственных музеев, в том числе в ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Государственном Дарвиновском музее, а также в художественных галереях и частных собраниях в нашей стране и за рубежом. В пятигорской Центральной городской библиотеке имени М. Горького состоялась выставка работ Маковеевой. В дар библиотеке Ирина Петровна передала проиллюстрированные ею книги «Бемби» с автографом и серию рисунков. Для юных художников она провела мастер-класс по рисованию птиц.

В нынешнем сентябре пятигорчане познакомились еще с одним представителем этого направления изобразительного искусства – Анной Хоптой. На выставке «От мифа к сказке» в библиотеке имени М. Горького было представлено 59 ее иллюстраций к девяти книгам, а 10 сентября здесь прошла творческая встреча с художницей. (Кстати, накануне Анна отметила день рождения: ей исполнился 31 год.)

По образованию она художник кино и ТВ: с отличием окончила художественный факультет ВГИКа имени С. А. Герасимова. С 2016 года стала работать в книжной иллюстрации.

– Во-первых, я люблю читать, – рассказала Анна на встрече. – А еще мне нравится, когда мои картинки не ложатся в стол, а живут, их видят другие люди.

Спустя всего три года достижения художницы на этом поприще были отмечены дипломом Всероссийского конкурса книжной иллюстрации «Образ книги» (номинация «Молодые авторы»). Среди проиллюстрированных ею книг классические произведения русской и зарубежной литературы, издания для детей и подростков.

Подробно и увлекательно Анна познакомила участников встречи с некоторыми сторонами работы иллюстратора. Так, она показала макеты книг с эскизами рисунков и рассказала, для чего они нужны.

Одной из особенностей книжного дела является то, что книгу мы воспринимаем во времени. Если, к примеру, картину в музее, какой бы большой она ни была, можно увидеть сразу и целиком, то относительно всех иллюстраций в книге одномоментно этого сделать нельзя. Они появляются одна за другой, когда мы с той или иной скоростью перелистываем страницы. Это похоже на чередование кадров в кино. Макет, в котором можно располагать один рисунок за другим, позволяет наблюдать их в последовательности, что очень важно для художника.

Как иллюстратор Анна Хопта работает в различных живописных и графических техниках. Она любит менять материалы, экспериментировать. К примеру, стилизацию под японскую гравюру
XVIII века для сборника японских народных сказок она выполнила акварелью с использованием линеров и цветных
карандашей; иллюстрации к сказке «Двенадцать пассажиров» Андерсена –
гуашью с помощью техники «набрызга». В фантастическом романе «Хроники королевства Пантуфлия» британского писателя и этнографа Эндрю Лэнга художница поступила необычным образом, использовав акварель с примесью белил.

Кстати, из четырех десятков книг, которые оформляла А. Хопта, примерно пятнадцать имеют сказочную тематику. Среди ее любимых – японские сказки. Иногда Анна шутит, что в прошлой жизни была японкой.

Рассматривая работы, представленные на выставке, участники творческой встречи отмечали: они живые, выразительные, прекрасно передают текст, многие из них легкие, светлые, добрые, «как в книжках нашего советского
детства».

Отдельная сфера творческой деятельности А. Хопты – музыкальная тема. У нее много совместных проектов с артистами, филармонией. Анна – автор «Нарисованного оркестра».
С помощью этой познавательной книжки читатели знакомятся с музыкантами, которые выступают в оркестре, и инструментами, на которых они играют. Художница не только создала иллюстрации для нее, но и написала текст.

В беседе со слушателями она поведала, что сказочные персонажи редко имеют реальных прототипов. Этот жанр предполагает некую дистиллированность действующих лиц.
В большинстве случаев они положительные либо отрицательные, возвышенные либо приземленные. Люди же, как правило, более сложны и многогранны.

Отметила Анна и важность творческого подхода к каждой книге.

– Я всегда исхожу из текста. Он первичен. Смотрю, какой он для меня: прозрачный или плотный, реалистичный или волшебный, – отметила она. – Определяю, что в данном случае нужно будет раскрывать, потому что иллюстрирование – это подсвечивание текста. Художник должен прежде всего показывать его, а не себя.

Гостья рассказала, что художественное оформление книг – процесс непростой и небыстрый. Иллюстрации к «Двенадцати пассажирам» она делала пять месяцев, к «Снежной королеве» – почти вдвое дольше.

– Когда работаю над книгой, то ношу ее в голове 24х7. Засыпаю и просыпаюсь с мыслями о ней. Это не то, что ты утром пришел на работу, а вечером ушел домой. Для юных художников – участников встречи Анна Хопта провела мастер-класс по рисованию иллюстрации гуашью. Как и ее коллеги Юрий Богачев и Ирина Маковеева, она встретилась также с ребятами из детской художественной школы города Георгиевска.