На минувшей неделе в филиале Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогические условия языковой и социокультурной адаптации билингвов в образовательной среде».
Ее тема актуальна для нашей многонациональной и многоязычной страны, а также вызывает большой интерес во всем мире.
Как рассказали организаторы, «мероприятие направлено на поиск и интеграцию научных результатов психологической, педагогической и филологической наук по проблемам адаптации в образовательной системе детей с особыми языковыми потребностями с учетом их культурных и языковых особенностей».
В работе конференции приняли участие очно и онлайн более 160 человек – учителя, научные сотрудники, преподаватели российских и зарубежных образовательных учреждений: Ставропольского государственного педагогического института, филиала СГПИ в
г. Ессентуки, Владикавказского научного центра РАН, Московского педагогического государственного университета, Азербайджанского государственного педагогического университета, Джизакского государственного педагогического университета (Узбекистан), Казахской национальной академии хореографии, Витебского государственного университета им. П. М. Машерова, Минского государственного лингвистического университета, РГПУ им. А. И. Герцена, Южного федерального университета, Ставропольского краевого института развития образования, Пятигорского государственного университета, Северо-Кавказского федерального университета, Дагестанского государственного педагогического университета им.
Р. Гамзатова, представители органов управления СКФО и г. Ессентуки, педагоги образовательных учреждений городов Москвы, Санкт-Петербурга, Нальчика, Элисты, Ростова-на-Дону, Майкопа, Владикавказа, Махачкалы, Астаны, Витебска, Могилева, а также педагоги образовательных организаций городов-курортов Ессентуки и
Пятигорск.
Программа мероприятия включала пленарное заседание, на котором были заслушаны 12 докладов ведущих практиков по проблемам би(поли)лингвизма, мастер-класс по передовым методикам диагностики речевых умений обучающихся и работу трех специальных секций.
Особый отклик вызвал круглый стол «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» с участием писателей-билингвов Северного Кавказа, а также писателей КМВ, на котором они не только делились опытом и творческими планами, но и обсуждали основные тенденции и перспективы развития национальных литератур Северо-Кавказского региона. Модератором обсуждения выступила доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки КЧР Марина Юрьевна Чотчаева.
Ключевым элементом круглого стола стал интерактивный мастер-класс на тему «Диагностика речевых умений детей-билингвов для качественного
обучения русскому языку», который провела Елизавета Александровна Хамраева – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой лингводидактики РКИ и билингвизма МПГУ г. Москвы, директор и научный руководитель Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А. И. Герцена
г. Санкт-Петербурга. Интенсивная и плодотворная работа педагогов в рамках конференции положительно повлияет на деятельность образовательных учреждений. Участие как авторитетных экспертов, так и молодых исследователей свидетельствует об устойчивом интересе и пристальном внимании научного сообщества к данной теме. Единогласно было принято решение провести очередную научно-практическую конференцию в октябре 2025 года.