Песни – величавая «Есть на Волге утес», проникновенная «Эх, Волга-Волга», задорные «Самарские частушки» и «Мужские серьезные страдания», полная щемящей тоски «Вот мчится тройка почтовая» и многие другие, а также яркие танцевальные постановки – для публики в этот вечер было все, от чего душа и печалилась, и веселилась.
На сцене Дома культуры № 1 имени
А. Д. Дементьева в Пятигорске в рамках федеральной программы «Мы – Россия» выступил Государственный академический Волжский русский народный хор имени
П. М. Милославова.
Народные песни и танцы – это то, что называют культурным наследием. Носителями его, гарантами сохранности, приумножения и продолжения являются народные хоровые коллективы. Волжский хор – один из самых ярких среди них.
В программу концерта вошли вокальные и хореографические композиции из «золотого фонда» и постановки последних лет, в том числе две премьерные.
Стройная хоровая палитра – мощная и проникновенная одновременно, высокий уровень исполнения, безупречный вкус, который проявляется даже в деталях, искренность артистов, сияние их глаз и улыбки подарили зрителям неповторимые впечатления, позволили испытать настоящие, живые эмоции.
Мы поговорили об этом замечательном хоре с его директором Виталием Натаровым.
– Виталий Николаевич, расскажите о человеке, чье имя носит ваш коллектив. В чем его заслуга?
– Милославов – уроженец села Никольского под Саратовом. Его фамилия красноречиво говорит о предках – лицах духовного звания. Петр Михайлович прошел творческий путь от регента духовной семинарии, руководителя нескольких хоровых коллективов до должности хормейстера-консультанта Всесоюзного Дома народного творчества, которую занимал многие годы. Не случайно именно он стал основателем Волжского русского народного хора. Наш коллектив был создан в феврале 1952 года решением Правительства РСФСР. Милославов стал его первым художественным руководителем. Он поставил перед собой задачу создать «хор нового типа» и успешно выполнил ее.
– В чем же необычность Волжского хора?
– Уникальность его заключается в том, что это не фольклорный коллектив. У нас нет открытого народного звучания. Милославов создал хор полуакадемический, здесь налицо сочетание вокала академического и народного. Если говорить о хоровой партитуре, которая есть в других коллективах, у нас она самая широкая. Это обусловлено наличием дополнительных голосов. Наши певцы не поют в унисон, они вступают в разные моменты, и красота переливов их голосов, слияние тембров приносят удивительное и мощное звучание. Благодаря расстановке артистов вся хоровая палитра прослушивается с любого места в зале.
Еще одна особенность: мы – не узкорегиональный ансамбль, который исполняет соответствующие произведения, использует местные костюмы и говор.
Важно, что большая часть произведений нашего репертуара создана внутри коллектива. Их авторы работали в Волжском хоре, были пропитаны его духом и манерой исполнения. Милославов сумел собрать прекрасную команду: это композиторы Григорий Пономаренко, Михаил Чумаков, поэты-песенники Вениамин Бурыгин и Виктор Боков. Замечательный балетмейстер Вячеслав Модзолевский, полностью изменивший развитие народного танца, не приезжал что-то ставить, а был членом коллектива.
– Если говорить о сегодняшнем репертуаре хора, каков в нем баланс произведений, выдержавших проверку временем, и современных?
– Примерно четверть составляет «золотой фонд». Произведения из него обязательно есть в каждой программе. Стараемся сохранить музыкальные традиции, но в то же время и привнести новизну. Ведь мы и сами развиваемся и не имеем права не обращать внимания на новые тенденции в социуме.
– Каким должно быть произведение, чтобы вы включили его в свою программу?
– Непростой вопрос. Предлагаемый авторский материал должен соответствовать уровню «золотого фонда», на который мы ориентируемся. Если, к примеру, нас заинтересовали стихи, каждое слово в них должно быть не просто для рифмы. Мы на потребу не работаем. Считаю, что наша миссия в том, чтобы, сохраняя наследие, которое оставили основатели, идти в ногу со временем и просвещать людей.
– Что представляет собой Волжский народный хор сегодня? Сколько в нем участников, «цехов»?
– Коллектив состоит из хора, балета и оркестра народных инструментов. Это около ста исполнителей. У нас работают заслуженная артистка Российской Федерации Людмила Дюдяева, заслуженные артисты Самарской области Елена Каплина и Алексей Барака. Значительно число ведущих мастеров сцены, артистов высшей категории.
– На какой сцене выступаете в родной Самаре?
– Собственной площадки у нас нет, только репетиционная база. Работаем в филармонии, во Дворце спорта имени Владимира Высоцкого, в Самарском театре оперы и балета, который наиболее предпочтителен из-за удобной сцены.
– Возможно, это одна из причин того, что большая доля деятельности хора приходится на гастроли?
– Ну, во-первых, артисты всегда нуждаются в новом зрителе. Гастроли – важнейшая составляющая творческого развития, реализации, мотивации и признания. Кроме того, сказывается особенность жанра. Мы ведь не репертуарный театр, у которого много спектаклей. Таким коллективам, как наш, сложно предоставить разнообразие на одном месте.
– Где вы побывали в этом году?
– Весной у нас был большой гастрольный тур по Сибири и Уралу. За три недели про-
ехали от Екатеринбурга до Абакана. Побывали также в Тольятти, Сызрани, Беларуси (на XI Форуме регионов Беларуси и России), приняли участие в VII Всероссийском историко-культурном фестивале в селе Даньшино Пензенской области и т. д. Важно, чтобы зритель увидел нас хотя бы один раз, в следующий приезжать уже гораздо легче. К каждому туру относимся максимально ответственно, тщательно подбираем программу.
– В наш город вы ведь тоже приехали в рамках большого гастрольного тура, на этот раз осеннего?
– Да, хор уже дал девять концертов в Саратовской, Воронежской и Ростовской областях, Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Последний пункт гастрольной программы – Элиста.
– Виталий Николаевич, подавляющее большинство зрителей в пятигорском Доме культуры – люди среднего и старшего возраста. Скорее всего, такую же картину вы видите и в других городах. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы народная песня стала близка и
молодежи? – Молодое поколение в массе своей нас пока не слышит. В советские годы велась огромная образовательная, просветительская работа. Вот даже меня взять. Я не выращен в этом коллективе: человек со стороны. Но у меня все это на слуху. Не только потому, что семья была такая: мама играла на фортепиано, пела в самодеятельном хоре. Народная песня звучала по радио, с экрана телевизора. Это была линия, определенная государством. Сейчас это упущено. К счастью, ситуация меняется, хотя и не так быстро, как хотелось бы.