Ночью за искусством

Всероссийская акция «Ночь искусств», инициированная несколько лет назад Департаментом культуры Москвы, – это грандиозное событие, которое ежегодно проходит во всех регионах России, объединяя людей через искусство и творчество.

Цель акции – пропаганда культурных ценностей, возможность сделать искусство доступным каждому. Музеи, библиотеки, театры и другие культурные учреждения в эту ночь бесплатно открывают свои двери для посетителей.

В 2024 году «Ночь искусств» была приурочена ко Дню народного единства и прошла под девизом «Россия объединяет». В столице СКФО ее провели Ставропольский государственный театр оперетты и Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова. Были подготовлены специальные программы, рассчитанные на семейную аудиторию. Важно, что мероприятия проходили в вечернее и ночное время суток.

В «Ночь искусств» принято удивлять публику чем-то необычным. Театр оперетты показал зрителям репетицию нового премьерного спектакля «Собака на сене» по мотивам одноименного произведения Лопе де Веги. А еще можно было воспользоваться редким шансом заглянуть за кулисы и узнать историю старинного здания театра.

– Мы ежегодно вместе со всем музейным сообществом России присоединяемся к данной акции. Это замечательная традиция, – отметила директор музея-заповедника М. Ю. Лермонтова Ирина Сафарова. – Для нас это возможность пообщаться с посетителями в неформальной обстановке. Мы распахнули двери всех залов музея, и любой желающий мог познакомиться с экспонатами. Тех, кто давно не был в Домике Лермонтова, удивили и порадовали, по их словам, современные мультимедийные проекты, которые с помощью цифровой техники раскрывают подробности жизни любимого поэта.

В музее-заповеднике акция стартовала возле домика, где находится конюшня.

Известно, что Михаил Юрьевич был большим любителем и знатоком лошадей. Среди различных пород он особенно выделял башкирскую. В апреле 1836 года в письме бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой, которая подарила ему тройку башкирских лошадей, поэт писал: «…башкирки, так сносны, что чудо, до Петербурга скачу – а приеду, они и не вспотели…»

После обеда он часто шел на конюшню, сам седлал своего Августа и скакал куда глаза глядят. Скачка, как и запах сена, лошадиного пота и седельной кожи, всегда приносила успокоение.

Лошади есть и в творчестве Лермонтова. Он не только воспел их в своих поэтических и прозаических произведениях, но и изобразил на картинах и рисунках. Сохранилось более четырехсот созданных им полотен, акварелей, графических композиций. Невольно обращаешь внимание, что на многих изображены запряженные тройки, коляски, телеги, всадники-кавалеристы, мчащиеся на конях горцы. Михаил Юрьевич стремился передать благородную стать лошадей, различные виды движения – от тихой езды до стремительного бега.

Обо всем этом посетителям, пришедшим к Домику Лермонтова в «Ночь искусств», рассказала старший научный сотрудник музея Татьяна Яналина. Она подготовила оригинальный интерактивный проект «Добрый конь в зеленом поле». Взрослые и дети с интересом осматривали конюшню: денник (помещение для лошади), бочку для воды, ясли с сеном и ячменем, кавказское и казачье седла.

В Доме Алябьева сотрудники подготовили специальную программу «Рябиновая аура искусств». Она включала демонстрацию выставки «Поручик Лермонтов», раскрывающей образ поэта в произведениях К. Г. Паустовского, и экспозицию «М. Ю. Лермонтов в музыке, театре и кинематографе».

Чувство восторга и восхищения у посетителей вызвал современный мультимедиапроект «Выхожу один я на дорогу», повествующий о жизни поэта в Пятигорске, «ожививший» персонажей с помощью цифровой техники.

В Доме Алябьева прошли мастер-классы «Искусство объединяет» для любителей живописи.

На фоне своей открывшейся недавно выставки о секретах творчества рассказывала член Международного художественного фонда, Союза дизайнеров России, Творческого союза художников России (ТСХР) и Международной федерации художников Наталья Корсун.

Член ТСХР Екатерина Аносова и преподаватель детской художественной школы Мария Ударенко писали портреты посетителей, с восхищением наблюдавших за работой живописцев. От желающих позировать не было отбоя. Разложенные на столиках тыквы, айва, букеты цветов сделались «героями» натюрмортов.

Изюминкой «Ночи искусств» стал показ фильма «Лермонтов», снятого в 1943 году по сценарию и под руководством Константина Паустовского. Картина, обозначенная как «страницы биографии поэта», переносит нас в далекий 1837 год и охватывает период от предсмертных дней А. С. Пушкина до гибели самого Лермонтова.

Кино получилось сильным, захватывающим, эмоциональным. Достоверно передан дух эпохи, много замечательно поставленных режиссером и сыгранных актерами эпизодов: светские балы и маскарады, узнаваемый Пятигорск и полная драматизма битва на реке Валерик, где поручик Тенгинского полка Лермонтов проявил чудеса бесстрашия. Потрясающе воссоздана сцена дуэли в финале: мощная, разрывающая небо молниями гроза, смертельно раненный поэт под дождем, выплывающее в последнем проблеске сознания лицо Вареньки Лопухиной.

Глубина и прелесть фильма во многом обусловлены игрой Алексея Консовского – того самого принца из знаменитой советской «Золушки». Актер внес в образ Лермонтова очарование и благородство и сумел передать метания поэта, сознающего свое великое предназначение и отрекающегося от него, предчувствующего судьбу и желающего ее изменить. В фильме «Лермонтов» создан образ одухотворенного творца-романтика, это кино о роковом жребии поэтов в России.

Можно поискать в ленте несоответствия, несовпадения по времени, ошибки в амуниции. Говорят, они там есть. Но – зачем? Блистательный сценарий Паустовского, влюбленного в творчество Лермонтова, сродни его талантливой прозе. Хрустальное чудо… Незабываемая «Ночь искусств» позволила жителям и гостям нашего благословенного края окунуться в многообразие культуры, испытать яркие эмоции.