Духовная крепость у Бештау: 120 лет

В книге «Четыре письма с Афона», в которой ее  автор – русский дипломат, мыслитель и философ Константин Леонтьев делится заметками о пребывании на этой священной горе, читаем такие слова: «…монастыри суть неподвижные звезды Церкви, от которых далеко льется свет на весь Православный мир».

Есть такой источник духовной благодати и у нас на Кавказских Минеральных Водах. Имя ему – Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь. Обитель, основанная в начале ХХ столетия  русскими монахами, прибывшими на Кавказ со Святой горы Афон, ныне отмечает 120-летие. 12 ноября 1904 года был издан указ Святейшего синода об учреждении Второафонского Успенского мужского монастыря на горе Бештау, а спустя несколько дней, 28 ноября, епископ Владикавказский Гедеон совершил освящение первого монастырского храма – Успения Пресвятой Богородицы.

Юбилейная дата отмечена целым рядом различных мероприятий. 28 августа торжества состоялись в монастыре.

4 ноября  в Пятигорском краеведческом музее прошел круглый стол «Пятигорский Афон». Были представлены доклады о византийских монастырях Северного Кавказа, об истории обители на Бештау, ее прошлом и настоящем, страницах судьбы основателя монастыря схиархимандрита Иоанна (Мирошникова) и т. д.

 Еще одним плодом совместной деятельности музея и монастыря стала выставка, посвященная юбилею.  Она была доступна для посещения в течение двух месяцев, начиная с 12 сентября. Важной составляющей экспозиции стали фотоработы Алексея Дегтева – около 50 снимков, сделанных в 2020 – 2024 годах.

– Это не просто фотографии. Чтобы рассказать о духовной и повседневной жизни обители и ее насельников, я смотрел другим взглядом, нестандартным, –  поделился автор. – Выставка не планировалась заранее, но я благодарен за то, что она состоялась.

120-летию со дня основания монастыря посвящен документальный фильм «Келья Богородицы», созданный по благословению Владыки студией «Благословенный Кавказ». Авторы сценария – Елена Христосова и иеромонах Елевферий (Казаков), он же выступил как режиссер-постановщик. Фильм доступен для просмотра в интернете.

Еще одно мероприятие прошло недавно в Центральной городской библиотеке имени М. Горького. Его провел краеведческий центр «Пятигорье». Участие приняли
краеведы, сотрудники Пятигорской епархии и приглашенные гости, в том числе благочинный церквей Пятигорского округа протоиерей Олег Симанович и  благочинный Успенского Второафонского монастыря иеромонах Иоанн (Галумов).

Была подготовлена выставка газетных и журнальных публикаций о монастыре. Некоторым книгам о нем посвятила свое выступление библиограф, краевед Лариса Сазанова. В отделе редкой книги хранится единственный, чудом уцелевший экземпляр небольшого издания под названием «Второ-Афонскiй Успенскiй Мужескiй, общежительный монастырь близъ Пятигорска, Терской области», вышедший из печати в 1912 году.  Его автор священник Федор Попов на основании исторических документов изложил историю создания обители, рассказал о современной ему жизни насельников.

Сведения о существовании еще одной книги имелись и ранее, но содержание ее стало известно сотрудникам Горьковской библиотеки совсем недавно в ходе изучения материалов об издательстве К. Кибардина.  «Обзоръ деятельности Второ-Афонскаго Успенскаго монастыря за время съ
1904 года по 1907 годъ» (Пятигорск, 1907) – своеобразный отчет настоятеля монастыря иеросхимонаха Герасима (Попова), касающийся хозяйственной, миссионерской, воспитательно-образовательной деятельности обители.

Вот несколько интересных фактов, приведенных в нем. Братья разводили пчел и угощали медом гостей монастыря. Молочная ферма насчитывала 15 голов. Молоко и мед отправлялись в Колонию Красного Креста. Но недостаток земли не давал возможности развивать сельское хозяйство. Была у монастыря мельница, где мололи муку не только для себя, но и за плату людям. Бедным – бесплатно. Обитель содержала церковно-приходскую школу для беднейших детей с целью просвещения и распространения православия. В ней учились от 60 до 70 ребят. Монастырь служил пунктом отдыха для туристов. Отдельные смельчаки, взбиравшиеся на вершину Бештау, обедали здесь или пили чай, молоко. В дождливую погоду монахи бесплатно доставляли туристов на своих лошадях в Пятигорск или Ессентуки. При обители была открыта бесплатная летняя гостиница. Существовало даже фотографическое заведение «Монастырская фотография», которое обслуживал монах о. Антоний. Доход поступал в монастырскую кассу.

Жизнь насельников проходила в трудах и молитвах. Но после октябрьских событий 1917 года в истории обители началась совсем другая страница: разорение и уничтожение. Монашеское служение было прервано, сами монахи подверглись гонениям, храм и постройки постепенно разрушались и  в конце концов исчезли полностью.

О  начале возрождения монастыря на встрече в краеведческом центре увлекательно рассказала краевед, член Союза журналистов России Александра Николаевна Коваленко.

В 1988 году в стране широко отмечалось тысячелетие Крещения Руси. Впервые после многих лет гонений на церковь государство с уважением подошло к этой значимой дате. Появилась надежда на возрождение былого величия православия в нашей стране. Спустя несколько лет стали говорить о восстановлении поруганных святынь. Но, хотя эти чаяния коснулись и Кавказских Минеральных Вод, возвращение к жизни  Второафонского монастыря казалось
недостижимой мечтой. Ведь даже его развалины было непросто найти в чащобе леса. Один из исследователей-энтузиастов посвятил исчезнувшей обители стихи:

Вот храм святой.

Уж много лет

         его на этом месте нет.

Кто виноват – с крестом борьба

Иль наша горькая судьба?

Пусть в душах веры ни на грамм,

Но храм оставленный – все храм.

И верю истине простой,

Что вечен храм в душе святой!

Поэт оказался провидцем.

Кстати, когда заговорили о возрождении Бештаугорского монастыря, именно в «Кавказской здравнице» появилась первая публикация о нем – небольшая заметка
краеведа П. Никитина. В 1992 году в рубрике «Очарование старины» – еще одна (авторы А. Коваленко и В. Танасьев).

В дореволюционный же период существования монастыря его деятельность часто давала темы для тогдашних СМИ, среди которых были и «Владикавказские епархиальные ведомости» – печатный орган Владикавказской епархии. В ее состав с
1895 года входила Терская область и, соответственно, Пятигорск.

Информацией о том, как жизнь Бештаугорской обители освещалась в этом издании, поделился Эдуард Ивакин, студент 3-го курса Пятигорского государственного университета, изучающий государственно-конфессиональные отношения. Интерес к этой теме возник у него не случайно: в начале 2000-х годов Эдуард посещал воскресную школу в пятигорском храме Святого Праведного Лазаря Четверодневного, который в то время был подворьем Второафонского монастыря; принимал участие в монастырском детском лагере «Зеленый Афон». Когда «Владикавказские епархиальные ведомости» стали доступны в интернете, молодой исследователь номер за номером изучал их в поисках публикаций о монастыре. Таковых оказалось немало. Некоторые носили сугубо информативный характер, другие достаточно подробно и красочно  рассказывали о богослужебной, социальной и просветительской  деятельности обители. В качестве примера Э. Ивакин привел заметку о детско-юношеском крестном ходе, который в  мае 1912 года, в день памяти святых просветителей славян Кирилла и Мефодия,  впервые пришел в монастырь от Спасского собора.

Интересной была и информация о крестном ходе во Владикавказ. В воскресенье
25 апреля 1910 года его участники направились из обители в Пятигорск, где в соборе было совершено торжественное вечернее богослужение, а завершили ход
8 апреля, пройдя 196 (!) верст. Гости встречи – протоиерей Олег Симанович и иеромонах Иоанн (Галумов) отметили, что многие направления деятельности Успенского Второафонского монастыря, о которых шла речь, сохраняются и поныне. Они также выразили искреннюю благодарность библиотеке имени М. Горького за многолетнее плодотворное сотрудничество. Лариса Сазанова вручила благочинному обители копию книги «Обзоръ деятельности Второ-Афонскаго Успенскаго монастыря за время съ 1904 года по 1907 годъ».