Зимний день короток: в пять часов за окнами уже темно. Солнце редкий гость на низком сером небе. В такую пору маленький праздник для души – оказаться там, где вокруг яркие сочные цвета, тепло и радость. Как, например, на выставке «Этим летом» в малом зале Дома Алябьева – отдела Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова.
Автор представленных на ней картин – Алексей Третьяков, человек на Кавминводах новый. Он родился в Ангарске, учился, работал в Иркутске. Примерно к сорока годам понял, что хорошо делать нужно одно дело, и стал целенаправленно заниматься живописью. Сегодня его творчество востребовано, картины находятся в музеях и художественных галереях более чем 40 стран. Третьяков – лауреат многих международных и российских художественных форумов, выставок, фестивалей в области изобразительного искусства, дизайна, фотографии. Сейчас он живет на две страны – в России и Германии, где у него есть собственная картинная галерея в Лейпциге.
В экспозицию в Доме Алябьева вошло 19 работ.
В основном это произведения, тяготеющие к классической живописи, а также несколько абстрактных.
В последних, по убеждению А. Третьякова, важен ясный контекст. Если зритель видит и понимает его, может случиться так, что он будет воспроизводить образы самостоятельно, придумывать что-то в своем воображении или ставить себя на место персонажа, то есть в определенном смысле станет соавтором художника.
«Этим летом. Крик» – большая по формату картина, частично давшая название выставке. Левая ее сторона – довольно реалистическая живопись: маленькие дети у воды веселятся, брызгаются, кричат. Справа – сублимация этого крика.
В Германии не очень любят жанр натюрморта, называют его Stillleben, то есть «неживая натура». Поэтому для одной из своих работ Алексей придумал технологию, в которой изображаемые предметы не лежат на скатерти, с тенями, а находятся как бы в полете. Произведение интересно также сочетанием классической техники и абстракции. Какие-то детали здесь словно недописаны. На самом деле не потому, что автору наскучило рисовать. Зрителю предоставляется возможность додумать самому, представить тот или иной предмет по-своему.
Этот же прием использован в картине «Портрет мальчика с гранатами» (Алексей в шутку называет ее приветом Валентину Серову с его «Девочкой с персиками»). Кстати, гранаты, как и цветы, особенно розы, – частый мотив в творчестве Третьякова.
«Стресс» – в некотором роде автопортрет. Обычно люди все-таки хотят предстать в традиционном, похожем образе. Художник же может сделать его в любой стилистике. Вот и Алексей изобразил то, что в тот момент жизни происходило с ним. Обращает на себя внимание техника исполнения: непрописанные цвета, мощные мазки, кажущееся случайным наложение краски, на самом деле далеко не случайное.
Работы Третьякова отличают экспрессия, богатая цветовая насыщенность. Кстати, художник признается, что порой, нарушая законы живописи, которые преподают в классических вузах, пробует сочетать цвета и гаммы абсолютно неподходящие друг к другу. Тем не менее картины смотрятся сбалансированно и
гармонично.
Выставка стала возможной благодаря не только автору работ, но и Дому Алябьева, который нашел для нее место в своем плотном, заранее спланированном расписании, а также инициативе и усилиям дизайнера Юлии Линцовой (творческая мастерская «АРТ-миссия»).
– Я побывала на лекции Алексея о современном дизайне, увидела в каталогах его картины. Все это глубоко задело меня, прежде всего своей неординарностью. Это как в поле, где все цветы похожи, но какой-то становится для тебя особенным. Возникла задумка о выставке. Обстоятельства сложились так, что все получилось, подготовка прошла на одном дыхании.
Тамара Хан, одна из гостей вернисажа:
– У меня сегодня праздник. Я наслышана о работах Алексея, но видеть их вживую, слушать рассказ автора о том, как, с какими чувствами и мыслями они создавались, очень ценно. Для художника это вдохновение и мотивация на собственное творчество.
В заключение некоторые высказывания Алексея Третьякова о себе и о живописи:
– Я люблю Пабло Пикассо, прежде всего его последние работы. Видел их на выставке художника в музее изобразительных искусств имени Пушкина. Это движение кисти, гротеск, образность. Не всем, может быть, нравится, но я долго просидел у этих картин, потому что чувствовал то, что от них идет.
– Не хочу сказать, что нашел собственный стиль. Я нашел технику исполнения работ… Повторять нет смысла. Нужно просто искать свое, то, что приносит удовольствие и понимание в силу твоей
ментальности.
– Сколько времени уходит на создание картины? Это сложный вопрос. Пикассо говорил: «15 минут.
И вся жизнь». Смотря для чего эта работа. Иной раз, действительно, можешь сделать ее за 15 минут, но идешь к ней всю жизнь, потому что выплескиваешь на холст багаж, который накопил, знания, которые приобрел.
– Чтобы понять картину, нужно посмотреть издалека, потом подойти поближе: увидеть, какова стилистика выполнения живописного материала, как идет наложение, мазок, и т. д. Мазок – это энергия самого художника. Надо понимать произведение не просто образно, но и эмоционально. Кому-то это доступно изначально, кто-то должен учиться. Эмоциональная энергия дает человеку следующий шаг познания образности. – Чем отличается ученик от мастера? Мастер может вовремя остановиться. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке есть доля правды.