Самое грустное в мире – Черное море мое…

Экологическая катастрофа, которая, по мнению многих ученых, по своим последствиям не сильно уступает Чернобыльской, – авария двух танкеров в Черном море – разделила историю региона на до и после. Виноват ли владелец, который сэкономил на ремонте давно уже устаревших и выработавших свой ресурс судов, или капитаны, которые решили выйти в открытое море, невзирая на штормовое предупреждение, – в этом теперь разбираются правоохранительные органы.

Однако, какое бы суровое наказание ни ожидало конкретных виновников трагедии, ликвидация последствий аварии теперь дело общее, поистине всенародное. Экологи мгновенно забили тревогу, а вот на месте не сразу оценили опасность разлива мазута. Потребовались тысячи встревоженных, а то и откровенно гневных публикаций в СМИ и соцсетях, чтобы каждый осознал размер бедствия.

Нефтепродукты попадали в воды Мирового океана и раньше, но сейчас произошла первая в мире авария с тяжелым топливом – топочным мазутом. Его получают из остатков переработки нефти, угля и сланцев. Субстанция вязкая, с резким, неприятным запахом. Загрязнена огромная территория – около сотни километров береговой линии. На сегодняшний день погибли тысячи птиц и несколько десятков дельфинов, в основном азовок.

Как отметил первый зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Вячеслав Фетисов, существующее в тех местах подводное течение может преподнести еще немало печальных сюрпризов. Ведь в отличие от других нефтепродуктов мазут не всплывает на поверхность, а ложится на дно или плавает на разных глубинах. Температура воды, ее плотность, направление ветра будут меняться, а значит мазут будет мигрировать, попадая в соседние районы, включая Крым.

Среди добровольцев, которые по зову пылающих сердец  взяли отпуска за свой счет и отправились спасать родную природу, люди самых разных возрастов и профессий. Здесь студенты, медики, юристы, сотрудники Россельхознадзора – истинные патриоты, которые любовь к России доказывают делом.

Юлия Небышинец, медработник и журналист из Железноводска, все свои новогодние выходные провела на побережье: очищала птиц от налипшего мазута, собирала его на берегу, просеивая песок вместе с другими волонтерами.

– Добровольцы нужны по-прежнему, и не только в Анапе, – делится  она впечатлениями. – Ведь предстоит убирать, помимо песчаных, еще каменистые и галечные пляжи. К тому же не хватает техники, средств на содержание птиц.

Работа по очистке трудоемкая, сопряженная с неудобствами от холодного пронизывающего ветра, морской влажности, неприятного, едкого запаха, который заполняет легкие, не давая свободно дышать. Осложняет ее и то, что мазут уже вмешан в приморский песок слоями.

Волонтеры едут на помощь сотрудникам МЧС со всей страны, говорят очевидцы, но их все равно не хватает.
К тому же необходимо позаботиться об убежищах для птиц: выпускать их сразу на волю нельзя, сначала перья должны покрыться жировой смазкой. А долго держать в коробках невозможно, иначе теряются инстинкты, которые помогают им выживать.

Сейчас создан и работает оперативный штаб для координации действий всех сторон, однако мазутное пятно уже попало и на берега Крыма, а 10 января зафиксировали очередной выброс мазута с кормы одного из танкеров. Главные задачи на сегодня – остановить дальнейшее распространение нефтепродуктов, по возможности очистить пляжи, безопасно утилизировать загрязненный грунт. Но самое важное – спасти пострадавших птиц и животных.

Для региона Кавминвод эта крупнейшая экологическая беда, скорее всего, обернется наплывом туристов. Оставшись без привычного отдыха на побережье Анапы и ближайших приморских городов, многие поедут в отпуск в другие места, в том числе на КМВ.

Однако это как раз тот редкий случай, когда резкое увеличение потока туристов совсем не радует. Во-первых, наши земляки искренне сострадают жителям соседнего региона и не только едут к ним оказывать помощь на месте, но и забирают часть птиц, чтобы те прошли реабилитацию на Ставрополье. Сейчас здесь находятся около
400 пернатых, и для них созданы специальные теплицы с комфортными условиями. Помощь для птиц пообещал и губернатор края. А во-вторых, инфраструктура городов-курортов не готова к тому, чтобы принимать в разы больше гостей. Еще не построены новые внутригородские и объездные дороги, к тому же возникли серьезные проблемы с канализацией, водо- и энергоснабжением. Остается надеяться лишь на то, что слаженные действия МЧС, их добровольных помощников и всемерная поддержка от всех регионов страны позволят уменьшить негативные последствия катастрофы.