Основная профессиональная сфера Артура Мартиросяна – юриспруденция. Являясь руководителем группы компаний «ЮрАльянс», он занимается гражданско–правовыми вопросами. Но сегодня мы не будем рассказывать об этой стороне его деятельности, хоть она и отнимает львиную долю его времени – как рабочего, само собой, так и относительно свободного.
Как выяснилось в ходе беседы с Артуром Владимировичем, он из тех людей, которым покой только снится. Помимо юридической практики, он сам себя добровольно вовлек в активную общественную работу – и, разумеется, на безвозмездной основе. Кто-то может задаться вопросом: в чем подвох? Зачем успешному и востребованному юристу дополнительная бесплатная нагрузка?
Ответ оказался достаточно прост:
– Смысл общественника в том, чтобы оказывать содействие, помощь всем, кто в ней нуждается, а не только тем, у кого есть финансовые возможности. Все должно делаться и делается от души, а не по обязанности. Это, если можно так выразиться, мое кредо. Мое воспитание, мировоззрение.
– Оказывать помощь всем – понятие размытое. Есть ли приоритетные направления, категории граждан, с которыми вы работаете на безвозмездной основе? И какие вопросы наиболее актуальны на сегодняшний день?
– Разумеется. В первую очередь это участники специальной военной операции и члены их семей, малоимущие, многодетные семьи. Один из основных вопросов, с которым ко мне приходят, – предоставление земельных участков ветеранам боевых действий по решению Правительства РФ. Но получить их не во всех случаях удается, поскольку, помимо граждан этой категории, в очереди стоят и другие – малообеспеченные, многодетные. А территория Пятигорска в принципе не позволяет выделять такое количество участков. Это ведь не просто нарезать кусок земли. Должен быть разработан определенный порядок, подведены коммуникации. Много и других сопутствующих моментов. Должна быть налажена система.
– В свете объявленного Президентом РФ Года защитника Отечества и приближающейся 80-й годовщины
Победы в Великой Отечественной
войне давайте акцентируем внимание на военнослужащих, участниках СВО, ветеранах и их семьях. Какие преференции есть у этой группы населения?
– Если раньше я проводил приемы, бесплатные консультации только по пятницам, то сейчас – по мере потребности, которая нарастает ежедневно.
В этом плане мы взаимодействуем с фондом «Защитники Отечества», со штабом поддержки военнослужащих. Они направляют к нам нуждающихся в помощи. Стараемся принять всех. Но один в поле не воин, если это не Штирлиц. (Смеется.) И без дополнительного человеческого профессионального ресурса сложно охватить полный спектр проблем. К сожалению, не все готовы оказывать безвозмездную помощь. Более того, знаю случаи, когда коллеги намеренно ведут процесс по долгому пути, чтобы «выжать» из клиента, в данном случае участника СВО, максимум финансовой выгоды. А главное, не факт, что дело будет выиграно. Было и такое. Поверьте, мне, как человеку, который бьется за престиж профессии, выслушивать негатив в адрес нерадивых так называемых юристов крайне неприятно.
– А что–то можно с этим сделать, хотя бы технически? Существуют же кодексы, неписаные правила, в конце концов клятва абстрактного Плевако, Кони: не навреди…
– Очень надеюсь, что у нас, юристов, когда-нибудь появится некое подобие СРО. Возможно, под патронажем Ассоциации юристов России, членом которой я являюсь, будет создана такая регулирующая организация. Это будет способствовать контролю – в определенной степени – деятельности юристов, привлечению нарушителей к какой-либо ответственности. А в целом – служить знаком качества для всех, кто к нам обращается. Тогда можно быть уверенным, что под гарантию той же Ассоциации вам окажут качественную помощь, без обмана. Если юрист не будет состоять в Ассоциации, то возникнет вопрос о профессионализме. Почему тебя не признает сообщество юристов? Ведь получение диплома об образовании еще не гарантия того, что ты квалифицированный специалист. Как раз сейчас мы и занимаемся тем, чтобы в Пятигорске развить деятельность Ассоциации юристов России, ставропольского регионального отделения.
– Вернемся к основной теме: ваша общественная работа. Что вас побуждает к бескорыстной помощи? Ради чего?
– Вопрос не в том, чтобы бесплатно все делать. Но есть элементарное человеческое понимание, что часть своего времени, своих возможностей как специалиста надо отдавать нуждающимся людям. Ведь, помимо тех же участников СВО, приходят их близкие, родственники, у которых реально нет средств. Плюс, когда человек хочет что-то сделать бесплатно, но качественно, в его действиях нет материальной подоплеки (условно – выманить у клиента деньги, предоставить услугу, которая ему не требуется). Понимаешь, что твоя задача – в минимальный срок оказать максимальную помощь. Почему я это делаю? Наверное, потому, что такова моя общественная позиция, которая сформировалась за годы работы в тесном контакте с наставниками. И по примеру старших товарищей я какую-то часть времени отдаю для развития престижа профессии, поддержания правопорядка, мира и стабильности. Пусть это и звучит высокопарно, но считаю, что это имеет смысл. Если бы каждый юрист часть времени выделил для бесплатной помощи, консультации, направил клиента в нужное русло и тем самым помог бы ему, это стало бы лучшей рекламой для специалиста честного и грамотного. А из-за беспредельной корысти рождается только образ алчного юриста, стремящегося побольше заработать на людских проблемах. И этот образ сложно разрушить, но надо пытаться.
– Какой вы видите свою общественную работу в ближайшей перспе–
ктиве? – Хочу развить это направление насколько возможно, чтобы моему примеру последовали другие. Чтобы мы закольцевали в единую систему нашу взаимосвязь с правоохранительными, надзорными органами, муниципальными и краевыми властями. А уже с этим багажом выходили на региональный и федеральный уровень. Мы хотим заявить, что есть общественные деятели, готовые оказывать поддержку людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. И кстати, в том числе сотрудникам правоохранительных органов. На практике получается, что они, защищая граждан, сами являются чуть ли не самыми незащищенными перед законом. И в наших силах их поддержать.