Сказочная история для ребенка – это волшебный мир, погружаясь в который он познает законы бытия, учится различать зло и добро, усваивает жизненные ценности, фантазирует, проявляет эмоции.
На днях в театре оперетты прошла сдача детского спектакля-оперы «Терем-теремок» композитора Ильи Польского на либретто Самуила Маршака. Режиссер постановки – Сергей Шадрин. И это непривычный формат для юного зрителя.
Саму сказку и ее героев с детства знают все. Но в исполнении артистов театра оперетты она заиграла новыми красками.
Открывается занавес, и перед нами предстает теремок, к которому приходит сначала Лягушка (Анна Однолеткова), а затем Мышка (Александра Деева), Петушок (Мефодий Галкин) и Ежик (Дмитрий Пилишвили). Все они вселяются в пустой домик и живут там в мире и согласии, пока не появляются Волк (Николай Головкин), Лиса (Елена Басова) и Медведь (Олег Колесников). Вот здесь и начинается серьезная борьба за жилище, в которой побеждают дружба и сплоченность маленьких обитателей большого дома.
Спектакль просто «купается» в прекрасной музыке, исполняемой живым оркестром, и великолепных ариях актеров.
«Идея постановки принадлежит нашему маэстро, главному дирижеру театра Роману Владимировичу Демидову, – говорит Сергей Шадрин. – Я охотно согласился, хотя никогда не ставил опер. Признаюсь, что опасения были, тем более что это сказка-опера для детей. Но в процессе работы, когда начинает вырисовываться общая картинка, все больше и больше веришь в свои силы. Мы работали с удовольствием, и все получилось без проблем. Еще и потому, что актеры, балетмейстер, руководство оказали мне доверие».
Как признался режиссер, у артистов на сцене оставалось место и для импровизации. Но она появляется не сама по себе: есть хорошо отрепетированная роль, в ней существуют определенные рамки, и актер может немного выходить за них.
Казалось бы, опера трудна для детского восприятия, но, побывав на представлении, понимаешь, что в данном случае опасения напрасны. Виртуозно исполненные роли, сильные вокальные партии, потрясающая хореография, завораживающая музыка и фантастические костюмы и декорации дали публике ощущение настоящего волшебства. Спектакль динамичный и искрометный. В нем не было ни единого спецэффекта, но как здорово он воспринимался!
Восхищение вызывает необыкновенный талант балетмейстера Татьяны Шабановой. Каждая новая постановка – хореографическое откровение. Она не только ставила танцевальные номера, но и отрабатывала с артистами все движения, характерные для их героев.
«Это эксперимент для нашего театра, – говорит Татьяна Борисовна. – Такого у нас не было, чтобы детский спектакль шел под живое исполнение оркестра. Вокал в опере сложный, и трудно было «растанцовывать» поющих, так как все связано с дыханием. Музыка тоже непростая. И поэтому очень осторожно подходили к пластике. Что-то добавляли свое. Например, вместо кроликов ввели двух птичек, которые оказались к месту. Мы придумали, что эти птички учат мышку танцевать. А это как раз то, о чем мечтала маленькая обитательница теремка. Хотелось, чтобы все было осмысленным. Актеры взялись за работу с большим интересом, и важно было, чтобы этот пыл не угас. В результате общих усилий получились яркие образы и удалось найти нужную пластику».
Хореографические номера в исполнении балетной труппы великолепно украсили постановку. Ювелирно проработанные костюмы придали яркости. Спектакль вызвал неописуемый восторг и дал огромный заряд бодрости зрителю. Как сказали после представления присутствовавшие в зале дети, им жалко вдруг стало Волка, Медведя и Лису. Можно было бы всем подружиться и жить вместе в этом большом доме. Но, как говорится, это уже совсем другая история.