Он был размером примерно с баскетбольный мяч, весил 83,6 килограмма – как небольшой мотоцикл. Его сигналы, короткое «бип-бип», могли поймать радиолюбители по всему миру. Этот металлический шар с антеннами когда-то изменил мир, заставил миллионы людей поверить в безграничные возможности науки, положил начало новой эре – эре космических исследований.
Второго октября в школах страны состоялся Всероссийский открытый урок «Россия индустриальная: космическая отрасль», связанный со знаковой датой – 68-й годовщиной запуска первого в мире искусственного спутника Земли «Спутник-1». Мероприятие прошло в рамках курса ранней профессиональной ориентации для учащихся 6–11-х классов «Россия – мои горизонты», который реализуется Фондом гуманитарных проектов и Российским обществом «Знание» при поддержке Министерства просвещения РФ.
В столице СКФО площадкой для открытого урока, на котором присутствовали более 400 школьников, их родителей и педагогов, стал исторический мультимедийный парк «Россия – моя история». Провели занятие профильные специалисты ракетно-космической отрасли и по совместительству лекторы общества «Знание» Никита Матасов и Максим Зайцев.
В небольшом интервью после окончания урока Никита рассказал, что родом он из Костромы. Связать жизнь с космосом его вдохновила научная фантастика. В частности, еще подростком он посмотрел научно-фантастический телесериал «Звездный путь». К XXIII веку, полагали его создатели, человечество должно решить все глобальные земные проблемы и дружным интернациональным экипажем отправиться исследовать далекие миры. Эта картина будущего настолько увлекла мальчика, что ему захотелось внести свою лепту в ее приближение. Никита окончил Московский авиационный институт (институт
№ 6 «Аэрокосмический»). Сегодня он действующий аэрокосмический инженер, занимается разработкой, созданием и испытанием космической техники, а также продолжает обучение в аспирантуре. Несколько месяцев назад наш гость стал участником отряда космонавтов ЦПК-МАИ.
Максим Зайцев очень хотел (и продолжает хотеть) стать космонавтом. По разным причинам его мечта пока не сбылась. Но в итоге он, по образованию инженер-робототехник, стал тем, кто готовит людей к полетам. Космос – враждебная человеку среда, и всю подготовку экипажа корабля можно свести к двум вещам: во-первых, людей нужно научить жить в экстремальных условиях, во-вторых – эффективно выполнять задания, ради которых они отправляются в экспедицию. Знания, полученные в МГТУ имени Н. Э. Баумана, а затем в МАИ, дали Максиму эту возможность. Если конкретнее, он
специалист по подготовке пилотов к работе в открытом космосе. Каждый член команды должен быть готов к внекорабельной деятельности, независимо от того, будет он выходить в открытый космос или нет. В случае нештатной ситуации базовые навыки у него обязательно должны быть. Этой работе М. А. Зайцев посвятил уже 16 лет. Он также является заслуженным испытателем космической техники.
В ходе открытого урока школьники посмотрели три увлекательных видеоролика. Из первого они узнали, как спутники запускают в космос; как эти аппараты держатся на орбите и почему не улетают обратно на Землю или в дальние пространства; какие они бывают и зачем их столько. Кстати, сегодня над нами работают больше 280 российских спутников, а к
2030 году их число должно вырасти до 650.
Следующей была видеопрезентация «Как стать космонавтом». В ней говорилось об основных критериях отбора в отряд. Вступительные экзамены включают основы космонавтики; физику, математику; английский язык, физкультуру, тест на
профпригодность, психологию, профессиональное
тестирование.
Психологический отбор (комплекс мероприятий, направленных на выявление психологической готовности кандидатов к экстремальным условиям полета) – один из ключевых этапов на пути в космос, наряду с медицинскими и профессиональными испытаниями. Никита Матасов дополнил
видеоматериал рассказом о том, как он сам проходил испытания.
Одним из исследований является измерение био-
электрической активности головного мозга и его эпиактивности. С помощью специальной установки ученые снимают показатели мозга в состоянии покоя, а затем дают различные возбудители: резкое моргание света с разной частотой и цветом, громкие и нередко неприятные звуки и т. д. Если мозг реагирует остро или даже случается припадок или потеря сознания, то в отряд космонавтов вас, скорее всего, не возьмут.
Интересным был также рассказ Н. Матасова о тренировках, которые входят в курс подготовки
к полету.
Знакомство с невесомостью происходит на борту специализированного воздушного судна Ил-76 МДК – самолета-лаборатории для воспроизведения режимов невесомости и пониженной весомости (например, имитация Луны и Марса). Если он летит по определенной траектории, пассажиры оказываются в невесомости, хотя и кратковременной. В земных условиях смоделировать это состояние можно не больше чем на 24 секунды. За это время человек успевает понять, что такое истинная невесомость, хотя научиться работать в ней не получится.
Еще одно необходимое занятие – посещение гидролаборатории. В большом резервуаре глубиной 12–15 метров в затопленной копии модулей орбитальной станции воспроизводятся условия невесомости в гидросреде.
Третий видеоролик представлял собой экскурсию на АО «НПО Энергомаш» имени академика
В. П. Глушко – одно из крупнейших предприятий нашей космической отрасли, которое разрабатывает и производит мощные двигатели для российских и зарубежных ракет-носителей космического назначения. На нем трудятся более трех тысяч человек: конструкторы двигателей, проектировщики сопел, инженеры, материаловеды, технологи, испытатели, сварщики, токари, монтажники, операторы и многие другие специалисты. Каждый отвечает за свою стадию: от разработки и расчетов до сборки и испытания готового изделия.
Никита Матасов и Максим Зайцев также ответили на вопросы участников открытого урока. Вот некоторые из них.
– Что вы чувствовали во время тренировок?
М. Зайцев:
– Я прошел через многие испытания и могу точно сказать: такого спектра ощущений, эмоций и впечатлений ни в какой другой профессии вы не получите. Даже если человек попал в отряд, но не полетел в космос, ему уже повезло.
– Как долго продолжается подготовка космонавтов?
Н. Матасов:
– Среднее время – пять-семь лет, но прохождение подготовки не дает гарантии, что вы полетите в космос.
– Какой институт нужно окончить, чтобы связать жизнь с космонавтикой?
М. Зайцев: – Самое главное – выбрать цель, к которой идете, направление, в котором хотите развиваться. А уже исходя из них можно нанизывать на эту ось образование, знания, достижения и так далее.