Поутру голубое солнце
Поднимает туманы вверх.
И глядит со скалы высокой
Нестареющий человек.
Лоб открытый, бородка клинышком,
А во взгляде Россия вся.
Что мне делать
От чувств нахлынувших?..
Вот послушайте. Написал.
Этими строками начинается стихотворение Анатолия Богдановича «Портрет», посвященное наскальному изображению В. И. Ленина в Пятигорске. История портрета тесно связана с 1-м Северо-Кавказским краевым съездом горянок и казачек, состоявшимся 100 лет назад в нашем городе.
Согласно воспоминаниям одной из участниц
Т. Сараевой, идея создания наскального образа зародилась у заведующей Северо-Кавказским крайженотделом В. Алексеевой за несколько месяцев до начала работы съезда. Первоначально на месте портрета вождя мирового пролетариата должны были красоваться горянка, казачка и работница, выполненные на фоне красного знамени и восходящего солнца. Эскиз был создан местным художником
С. Шаровым, однако впоследствии от этой идеи отступились. Было решено писать портрет Ленина. От новой концепции Шаров, судя по всему, отказался.
Новым замыслом Алексеева поделилась со своим знакомым – ростовским инженером, поэтом и художником Н. Щуклиным. Восприняв задумку с энтузиазмом, он подключил к работе товарищей – трудящихся завода «Красный Аксай» Баранова, Картукова и Курносова, а также художника И. Цитовского. Работа над портретом продолжалась, пока длилась сессия съезда. В день последнего заседания авторы предстали перед делегатами и сообщили о своем подарке. «Съезд решил заключительное заседание провести на Машуке, у портрета Ильича. В ясный летний день 25 июля 1925 года сюда пришли полторы тысячи делегатов, множество гостей, тысячи горожан. Под звуки «Интернационала» упало серое полотнище, открыв миру бессмертный образ вождя и учителя».
За вековую историю портрет неоднократно пробовали уничтожить. Впервые такие попытки были предприняты в период оккупации Пятигорска немецко-фашистскими захватчиками, которые замазали его смолой и известью. Спустя десятилетия «подвиг» фашистов попытались повторить их современные последователи. Так, в 2009 году они осквернили лицо вождя нанесением свастики; часть портрета была залита черной краской. Через пять лет усилиями преподавателей и студентов кафедры дизайна Пятигорского института (филиала) СКФУ портрет удалось восстановить, однако сходство с оригиналом было утрачено. Поэтому в 2018 году по инициативе городского отдела партии КПРФ и при поддержке администрации курорта провели очередную реставрацию, ее осуществил молодой художник И. Збрицкий.
Несмотря на все жалкие потуги варваров и вандалов, портрет был и остается важным идеологическим символом. Неслучайно в тяжелое время Великой Отечественной войны вокруг него сформировалось большое количество легенд. Некоторые из них, как, например, легенда о таинственном зареве, нашли позже историческое подтверждение. Иные же, как легенда о подвиге лейтенанта И. А. Дубовика, остаются героическим преданием. Иногда легенды, связанные с портретом, накладывались одна на другую. Пример тому – история, опубликованная в одном из июньских номеров «Кавказской здравницы» за 1970 год. В ней рассказывается, как некий младший сержант по имени Тихон во время отступления советских войск от Дона к Кавказскому хребту вырубил топором на одной из скал портрет Ленина, а уже через два дня около него произошел бой с передовыми отрядами «Эдельвейса». По сюжету эта история очень похожа на легенду о подвиге отряда И. А. Дубовика.
Впрочем, культурное влияние наскального образа значительно шире, нежели то, которое он оказал на советский легендариум. Например, в
1970–1980 годы он вдохновил некоторых творческих личностей на создание аналогичных изображений. Среди них портрет на Ежовой горе в Свердловской области, написанный С. Д. Подобедом в 1973 году, а также наскальные изображения у Нугушского водохранилища и у реки Агидель (или Белой) в Республике Башкортостан, созданные супругами
Б. и Т. Рахимовыми в 1975–1978 и 1979–1980 годах.
Сегодня же, несмотря на реставрации и охранный статус, портрет начинает утрачивать свое выдающееся значение. Не в лучшем виде находится связанная с ним инфраструктура. Из-за невостребованности историко-революционной тематики он зачастую выпадает из туристических маршрутов. По той же причине ему не уделяется должного внимания и во время музейных экскурсий, как и в целом предвоенному периоду. При этом Пятигорский краеведческий музей располагает богатейшей коллекцией материалов, посвященных эпохам революции и последующего социалистического строительства. «Это наша история, и, какой бы она ни была, мы должны ее знать и помнить» – такие слова произнес присутствовавший на торжественном открытии портрета в 2018 году учитель истории из Ростова-на-Дону, чье имя осталось тайной. Этим мудрым призывом хотелось бы окончить сие краткое повествование.